RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

ю-в.

749мм 66%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город истории «Новая Фрося Бурлакова»: певица из Челябинска получила ведущую партию в итальянской опере

«Новая Фрося Бурлакова»: певица из Челябинска получила ведущую партию в итальянской опере

История о том, как девушка с большим голосом пробилась на европейскую сцену

Оперной певице из Челябинска Элине Ратиани 31 год, она живёт в Италии и готовится к важной премьере

3 августа на итальянском острове Сицилия пройдёт премьера оперы Пуччини «Турандот», где ведущую партию исполнит певица из Челябинска Элина Ратиани. Наша землячка выступит в античном театре перед пятью тысячами зрителей. Мы поговорили с артисткой о том, как она получила роль в одной из важных мировых постановок, из-за чего родители не отдавали девочку в музыкальную школу до 11 лет и почему её назвали новой Фросей Бурлаковой.

В Сети удалось найти лишь несколько старых видео с выступлений Элины Ратиани. По словам певицы, оставшиеся записи были удалены по просьбе агента. Профессиональный ролик в хорошем качестве артистка пообещала опубликовать после премьеры спектакля

«Мама не верила, что я хочу всерьёз заниматься»

— С трёх лет я мечтала быть пианисткой и певицей. Устраивала концерты дома. Мама каждый вечер меня слушала, но всё равно не очень верила в то, что я хочу всерьёз заниматься, — рассказывает Элина Ратиани. — Брать в квартиру огромный, дорогой инструмент только для того, чтобы ребёнок мог поиграть, никому не хотелось. Но я настаивала. В итоге в 11 лет меня отдали в музыкальную школу — заниматься на фортепиано, и мама купила мне коричневую «Зарю». Помню, когда приехали грузчики с этим пианино, я очень волновалась, чтобы они ничего не повредили. Когда всё занесли, поставили, начались другие переживания. Инструмент был абсолютно расстроен, и нужно было найти хорошего мастера, который смог бы с ним справиться. Когда нам удалось это сделать, я была безумно счастлива. Сидела, целыми днями играла. Только боялась, что беспокою соседей, но однажды, когда вышла на улицу, бабушки, которые рядом жили, признались, что берут бутылку, прикладывают к стенке и слушают, как я играю.

Вскоре челябинка почувствовала, что занятий на пианино ей не хватает. Мама нашла преподавателя по вокалу — молодую девушку, которая учила её исполнять простые песни. А потом Элину отправили в вокальный кружок во дворце культуры ЧТПЗ. Там вместе с другими ребятами они готовили номера и выступали на сцене. На одном из таких концертов девочку услышал звукорежиссёр Челябинского оперного театра — он заявил, что Элине нужно серьёзно заниматься вокалом, потому что есть все данные, и дал номер телефона преподавателя.

— В то время я даже не представляла, что такое оперное пение, но когда попала на урок к этому педагогу, я влюбилась в то, как она поёт, и тоже так захотела. Так с 14 лет я начала заниматься серьёзно — поняла, что голос — это настоящий инструмент внутри меня. Педагог была очень тактичной, осторожной, но в то же время говорила: «Элина, я тебе одной скажу — езжай в Петербург, поступай в консерваторию. Тебя там профессионалы заметят и сразу возьмут». Я так и сделала, — делится воспоминаниями челябинка.

Артистка занялась академическим пением в 14 лет

«Большой и красивый голос, но никаких шансов на поступление»


Элина шутит, что в старости обязательно напишет книгу о том, как поступала в консерваторию. Она вместе с мамой приехала задолго до вступительных экзаменов — чтобы понять, есть ли вообще шансы.

— Если бы мне какой-нибудь педагог сказал: «Девочка, иди на дантиста или юриста, здесь тебе нечего делать», — я бы так и поступила. Выбрала бы себе какую-нибудь другую профессию, а музыку бы оставила как хобби, — признаётся певица.

Челябинку отправили к лучшему педагогу — Тамаре Новиченко, и та признала, что голосовые данные у девушки есть, но к поступлению она абсолютно не готова. Её конкурентами были уже готовые артистки, а не 17-летние девочки, закончившие, как она, общеобразовательную школу.

— Я попросила: «Пожалуйста, может, у вас есть педагог, который сможет подготовить меня?» Она сказала, что это нереально, но дала номер своей ученицы, которая в то время уже пела в «Санктъ-Петербургъ Опере», — Ольги Ковалёвой, — вспоминает Элина Ратиани. — При первой встрече она мне заявила: «Элина, у тебя большой красивый голос, но, честно говоря, никаких шансов на поступление». Мы всё-таки попробовали, и буквально же на первом уроке у меня такой голос появился — в три раза больше, чем был! Я пыталась ловить каждую деталь. Переспрашивала её и по результату видела, что делать. После этого занятия она мне сказала: «Я меняю своё мнение, у тебя есть все шансы». Я взяла три-четыре таких урока и пошла на поступление — на первый тур. Там было столько девушек и юношей, которые хотели поступить — со всей России и из других стран. Стоя рядом с ними, я понимала, что у меня нет никаких шансов. Видишь опытных профессионалов рядом в бальных костюмах, с прическами, кипой нот. И я — в юбочке и с парой листочков в руках.

Когда Элина зашла в кабинет, профессора, которые принимали экзамен, даже не подняли глаз. Они сидели и что-то усердно записывали в свои листочки. Но тут челябинка начала петь.

— Они все побросали свои ручки и начали на меня смотреть. Я думала: «Господи, они сейчас будут смеяться, я всё плохо делаю». Вместо этого меня стали расспрашивать, откуда я, чем занималась. Сказали, вечером будут готовы списки. Я вышла, говорю: «Мама, нам не на что надеяться, пойдём по музеям». Когда мы вечером всё же решили проверить результаты и обнаружили, что я прошла дальше, был полный шок, — смеётся артистка.

Челябинке с самого детства говорили, что у неё большой и красивый голос

«Вы слышали, что появилась новая Фрося Бурлакова?»


Челябинка всё же решила, что её пожалели, и ко второму туру решила не готовиться. Экзамен был через три дня, и всё это время Элина просто наслаждалась Санкт-Петербургом.

— На втором туре я впервые пела на профессиональной сцене. Я очень испугалась, потому что не слышала себя. Позвонила преподавательнице и сказала, это был ужас. Она мне говорит: «Очень хорошо, что ты себя вообще не слышала. Зал Глазунова — такой зал, в котором весь звук уходит в зал, если ты поёшь правильно». Я думала, она меня так успокаивала, но потом пошла и снова увидела в списках свою фамилию, — говорит наша землячка.

На третьем туре Элина спела арию и русскую народную песню. Когда челябинка закончила выступление, декан санкт-петербургской консерватории, известная своим меццо-сопрано Ирина Богачёва начала аплодировать. Тогда девушка поняла, что прошла.

— Потом по коридорам пошли разговоры: «Вы слышали, что появилась новая Фрося Бурлакова?» Это главная героиня фильма «Приходите завтра», которая приехала из глухой деревни поступать в московскую консерваторию, и её без лишних слов взяли — за шикарный голос. Так вот, они все между собой говорят, даже меня спрашивали — не знаешь такую? Фамилия вроде Ратиани. Я начала понимать, что говорили про меня, но ни в чём не признавалась, — рассказывает Элина.

«Решила бросить это дело»

В сентябре челябинка уже приехала на занятия. Каждому студенту предлагали написать заявление на имя преподавателя, у которого он хотел бы заниматься. Элина назвала Тамару Новиченко, но при этом была уверена, что этот педагог никогда её к себе не возьмёт.

— Захожу потом на собеседование к декану Ирине Богачевой, поздравляет, что я поступила, и говорит секретарю записать меня к себе в класс. У меня шок и неловкость: я ведь уже попросилась к другому педагогу. Она сказала, это не проблема и заявление можно переписать, — описывает происходившее певица. — В это время выхожу из кабинета, встречаю в коридоре Тамару Новиченко, и она говорит: «Элина, видела, что вы написали заявление ко мне, я вас беру». Я объяснила ей ситуацию. И между ними началась такая холодная война. Я оказалась между двух огней и уже не знала, что делать. Когда кто-то из них шёл по коридору, я бежала в туалет и пряталась.

В итоге Элина стала учиться у Тамары Новиченко. Это продолжалось два года, после чего челябинка перевелась в академию Мариинского театра.

— Проблема в том, что педагоги и не знают, как заниматься с большими голосами. Никто не мог меня научить по-настоящему, или я не могла физически осилить этот голос. Тамара Новиченко была сильным педагогом, и благодаря ей я очень подтянула верхние ноты. Но пение состоит не только из этого, — размышляет артистка. — Я пошла в театр, чтобы научиться контролировать свой голос. Меня взяли с тем условием, чтобы я больше нигде не училась — я бросила консерваторию. Но в академии тоже не смогла найти своего педагога, технически не могла вырасти. Было больно петь. Спустя два года я решила бросить это дело. Потому что если после одной-двух арий болит горло, что-то точно не так.

После нескольких лет обучения Элина решила бросить любимое занятие, но спустя год поняла, что не может без оперы, и вернулась

«Люди аплодировали мне на протяжении десяти минут»


Год Элина не занималась музыкой — у неё родилась дочка. Она включала диски с оперными произведениями и слушала с ностальгией, иногда даже со слезами на глазах. Желание петь не пропало. В итоге через год челябинка решила опять поехать в Москву и начать всё заново. Она поступила в московскую консерваторию и окончила её с отличием. Параллельно брала уроки итальянского языка у репетитора — для того, чтобы потом поехать в эту страну.

— Опера родилась в Италии — этим всё сказано, и учиться классике нужно именно там, — объясняет Элина.

Своего педагога в Италии челябинка тоже не нашла. С преподавателем, которого ей посоветовали друзья-артисты, они не сработались.

— В итоге я переезжаю основательно жить в Италию, отдаю дочку в школу, иду заниматься к пианисту. При этом мечтаю найти агента. Это такой посредник между артистом и театром, без которого тебя просто никто не замечает. Я понимала, что это нереально — спрос на агентов огромный, к ним пытаются попасть очень профессиональные певцы, но до них чаще всего даже не доходят резюме, — рассказывает Элина Ратиани. — И вот я иду на день рождения и знакомлюсь с женщиной, которая говорит, что муж её подруги — агент. Я попросила: можно я отправлю резюме по e-mail, пусть они просто посмотрят — без всяких обязательств. В итоге агент приглашает меня на прослушивание. Я приезжаю, показываю, что умею, он говорит: «Голос мне нравится, но ты не готова». Зовёт меня на мастер-класс, где будут такие же, как я, желающие попасть к агенту. Но выхода не было, я пошла. В конце этого мастер-класса был небольшой отчётный концерт. И на этом концерте люди аплодировали мне на протяжении десяти минут, когда я закончила петь арию. После этого агент подошёл и сказал, что готов заключить со мной контракт. Это было полтора года назад.

В первое время Элина выступала в Болонской академии. Шансов выйти на сцену солистом оперного театра практически не было. В Италию, по словам артистки, съезжаются исполнители со всего мира и роли получают только лучшие из них.

— Но есть партия у Пуччини — Турандот, которую должна петь молодая девушка с большим голосом и хорошей техникой. В основном эту партию исполняют звёзды, и их очень мало. Сейчас в мире только два-три человека, способных сделать это на высоком уровне. И тут агент говорит: «Готовься, Элина, ты будешь петь Турандот». Я всё выучила, меня отправили на прослушивание. В итоге меня выбрали, — делится певица.

Премьера оперы состоится в античном Греческом театре в Сиракузах на Сицилии 3 августа. Через месяц постановку повторят в театре города Таормина. Элина отмечает, что от того, насколько хорошо она споёт свою партию, будет зависеть вся её карьера. Сейчас она каждый день занимается вокалом и, как всегда, соблюдает жёсткий режим: спит по восемь-девять часов, придерживается здорового питания, не курит и не позволяет себе алкоголь.

Семья поддерживает артистку. Её супруг — итальянец, у которого, по словам Элины, «талант от Бога» — он никогда не учился музыке, но свободно играет на гитаре и фортепиано. Дочери певицы сейчас десять лет, она занимается балетом и слушает Чайковского. В их доме чаще всего звучит классика, но иногда включают и современную музыку, которая нравится мужу Элины.

Хотите рассказать о других выдающихся южноуральцах? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. 
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления