Ќо это было потом. ј началось все с дорог общего пользовани€, по которым € ехал так аккуратно, что владелец канареечного Lancer Evo начал подбивать мен€ на административное грехопадение.

ѕревысить скорость, говоришь? ’м... Ќет, € не св€тоша, просто страшно, черт побери.

¬ режиме полного «буста» Lancer Evo выжимает из форсированного движка 400 л.с. при давлении в 2 бара. ≈сть еще режим дл€ домохоз€ек, когда давление не поднимаетс€ выше «очка», а мощность составл€ет 300 л.с. ѕо современным мерка это немного, и какой-нибудь Mercedes-Benz GLA 45 AMG плюс-минус сравним с этим «Ћансером» по энерговооруженности с той лишь разницей, что «Ёво» нельз€ равн€ть современной меркой.

—истемы стабилизации нет, јЅ— срабатывает поздно и лениво (и то, если как следует прожмешь), а ощущение от рул€ – будто пытаешьс€ разогнуть удава. “о он кажетс€ податливым, а то наливаетс€ т€жестью, словно не прочь теб€ придушить.

ј еще механическа€ коробка передач. я люблю механику, и здесь она довольно четка€, хот€ и туговата€. Ќо если у современных турбомоторов выбор правильной передачи носит метафизический характер, то у Lancer передача решает все. Ќа п€той спортивный выхлоп обиженно гудит, а динамика разгона с 80 до 120 км/час сопоставима с моими первыми «жигул€ми» (если бы у них была п€та€...). Ќо стоит включить, скажем, третью... “ы словно неосторожно открыл бутылку шампанского, а теб€ предупреждали – не направл€й на людей. ƒвигатель взрываетс€ криком свободы, давление наддува мчитс€ к отметке 2 бара, переобогащенна€ смесь ускор€ет та€ние ледников, а на горизонте ма€чит стать€ 12.9  ојѕ.

Lancer Evo не знает полутонов. Ёто холерик со склонностью к депресси€м, который под уздой кажетс€ почти заунывным, но ошпаривает темпераментом, едва хлестнешь его по заднице. ќн норовист, остр, почти остроумен, а порой саркастичен и даже трагикомичен. ќн верток, как тот удав, которого кинули на сковороду. ќн может спасти, а может ужалить, ну или задушить в объ€ть€х.

Ќельз€ быть неопытным дрессировщиком змей. Ёто нонсенс. »х отсеивает естественный отбор.

¬от и € предпочитаю добровольно стать чайником вследствие инстинкта самосохранени€ и ещЄ ипотеки. я мысленно клею желтый квадрат на желтый «Ћансер». я пока мучаю его п€той передачей. «Ёвик» вздыхает перепускным клапаном и бурчит выхлопом с дуло «јрматы».

ѕри 100 км/час на тахометре 3000 об/мин, ибо коробка не заточена под круизы, что делает страдани€ «Ћансера» особенно заметными. Ёто вздохи школьника на уроке географии. Ёто томление перед первым поцелуем. Ёто, черт возьми, действует нам обоим на нервы. Ќо лучше так, чем в сугробе.

 

¬ принципе, спокойна€ езда на нем даетс€ легко благодар€ интуитивности органов управлени€ и, разумеетс€, полному приводу. »ногда «Ёвик» погуливает по дороге, реагиру€ на колеи, хот€ зимние колеса шириной 215 мм – не сама€ экстравагантна€ обувка. ¬ остальном он едет, как обычный Lancer, хот€ € плохо помню, как он едет. Ќо как-то так.

ѕодвеска не кажетс€ настолько зубодробильной, как люб€т описывать в »нтернете, скорее, ее жесткость чувствуетс€ тем больше, чем крупнее выбоины. ћелочевку и средние волны «Ёволюшин» скрадывает лучше иных «бюджетников».  рупные стыки – хуже. ¬ среднем – один фиг.

Ќо даже кажущеес€ благодушие не позвол€ет ни на секунду забыть о его характере. “урист, заночевавший в жерле вулкана, не может спать чересчур сладко. ќсобенно когда запахнет сероводородом то ли от вулкана, то ли от самого туриста.

ј мы уже близки к этому, потому что приехали на удобную площадку дл€ экспериментов, где владелец обнадеживает мен€: «ƒрифтовать на нем сможет дев€ностолетн€€ бабул€. ƒаже ты сможешь».

ќт таких авансов € чувствую прилив бодрости духа. ∆утко коротка€ перва€ передача дл€ дрифта годитс€ едва, потому что перманентно загон€ет мотор в отсечку, уподобл€€ швейному станку. ѕоэтому использую в основном вторую, хот€, не привыкнув к настройкам газа, то и дело бьюсь стрелкой о лимитатор.

»нтересно, что Lancer производит впечатление довольно-таки стабильной машины, котора€ не срываетс€ в занос по каждому пуст€ку, а наоборот требует некоторой целеустремленности. ќднако под избыточным газом он охотно делает стойку в три четверти относительно первоначального курса, причем дл€ этого не нужно чересчур сильно вертеть руль. Ћучше притормозить, наживить траекторию легким качанием рул€ и затем поддать. ∆жжжжжжжж...  ака€ поразительна€ устойчивость в неустойчивом положении! Lancer похож на идущую по канату марионетку, которую страхует дюжина невидимых тросов, создава€ иллюзию твердости. „уть левее наклон, чуть правее... –уль почти пр€мой, траектори€ задаетс€ газом. ƒавишь сильнее – Lancer выскакивает на широкий радиус, увеличива€ угол заноса. ќслабл€ешь газ – машина вкручиваетс€ в поворот. ≈го нос словно сам собой смотрит примерно туда, куда ты целишьс€. ƒозировать газ поначалу сложно, поэтому € предпочитаю «играть» педалью, и машина охотно грызет траекторию, харкаетс€ снегом и удобр€ет стекла белой пылью (но ничего запрещенного).

Ќе требуетс€ даже пресловутых контрвращений, потому что занос на Lancer – это что-то вроде погружени€ пенопластового бу€ под воду. ќслабл€ешь давление, и он всплывает сам собой. —табилизируетс€. ѕри перекладке из одного заноса в другой нет даже характерного хлыста, которым иные машины драматизируют небольшие водительские ошибки. Ёх, знал бы € это раньше, не осторожничал бы так сильно на дорогах. ј может, хорошо, что не знал.

» все это, напомню, без системы стабилизации. „иста€ механика, а еще гидравлика, мехатроника и чуть-чуть инженерного гени€.

я точно помню, что сказал владельцу, выбравшись из-за рул€. «—лушай, € не помню другой машины, которую так легко удерживать в заносе». —орвать автомобиль – дело нехитрое, а вот играть углом и крутизной траектории на многих машинах не то чтобы невозможно, просто требует совсем иного уровн€ мастерства.

Lancer Evo, кажетс€, готов скользить хоть целый день, и жаль, загорелась лампочка кончины топлива. –асход в таком режиме? ƒа кто его считает, если колеса работают миксерами дл€ снега. «ато € собрал небольшую толпу зрителей, которые разгл€дывали наши пируэты то ли с восторгом, то ли с негодованием. ѕонакуп€т, блин, самокатов...

ќдним из залогов успеха Lancer Evo был двухлитровый двигатель 4G63T, который в разных модификаци€х ставилс€ на все поколени€ Evo до 2007 года (до выхода Evo X).  ак и сам Lancer Evo, его двигатель имел гражданские корни и выпускалс€ в дес€тках вариаций с наддувом и без него. ƒл€ Lancer Evo использовали версии с турбонаддувом, которые к середине 90-х развивали 280 л.с. Ќа самом деле потенциал был выше, однако по джентльменскому соглашению €понские производители того времени не могли переходить планку в 280 л.с., по крайней мере официально. ѕоэтому многие Evo имели мощность выше за€вленной, а позже дл€ «чужих» рынов Mitsubishi стала выпускать Evo с мощностью мотора до 400 л.с. “акую же мощность без особого труда выжимали из мотора с помощью тюнинга. Ѕензин - только ј»-98, а летом еще и с антидетонационной присадкой.

Lancer Evo бесполезно объ€сн€ть.  акой смысл, говорите? ≈го нет. Lancer Evo – бессмыслен, как северное си€ние.  ак майский вечер.  ак секс с контрацептивами. Ќаблюдающий со стороны всегда будет чувствовать неловкость, раздражение или зависть. Ќу, либо восторг, если верит, что и он тоже когда-нибудь... ј если он старый девственник, то только раздражение.

—кептики могут не напр€гатьс€, потому что Lancer Evo – это уже прошлое. “о самое старое, доброе, о котором прин€то вздыхать, и которое вернетс€, лишь когда станет еще и хорошо забытым.  огда возродитс€ мода на средневековые забавы.

Mitsubishi добровольно сдала этот рубеж, а после приобретени€ компании аль€нсом Renault-Nissan, боюсь, процесс стал необратимым. » здесь нет никаких теорий заговора, просто «Ёволюшин» есть антитезис ценност€м современного мира, в числе которых экологи€, безопасность, политкорректность, демократи€ и так далее.

«„ерез заднее крыло € вашу демократию видел»

Ќо € бы считал карьеру автожурналиста неполноценной, если бы не успел проехатьс€ на одной из таких машин до того, как они будут стоить дороже современных Porsche.

Lancer Evo интригует концепцией. ѕолноприводна€ трансмисси€ с «подруливающим» задним дифференциалом AYC при технологи€х конца прошлого века выгл€дела, наверное, техническим авантюризмом, и ее более-менее массовое внедрение на других автомобил€х, вроде BMW X6 и Porsche 911, началось лет на п€тнадцать позже. Mitsubishi каким-то чудом заставила ее работать, превратив заур€дный переднеприводный седан в спорткар, способный бросить перчатку суперкарам. ѕо крайней мере с точки зрени€ динамики и фан-ту-драйва.

 лассическа€ полноприводна€ трансмисси€ с трем€ честными дифференциалами у Lancer Evo была дополнена р€дом интересных систем. Ќачина€ с IV поколени€, Mitsubishi внедрила так называемый Active Yaw Control (AYC) – задний дифференциал, позвол€ющий управл€ть вектором т€ги за счет перераспределени€ момента с внутреннего колеса на наружное (в повороте). ÷ентральный дифференциал с многодисковой муфтой и электронным управлением имел несколько настроек дл€ асфальта, грави€ и снега. Ќа передней оси устанавливалс€ винтовой самоблок. «а счет такого арсенала Mitsubishi удалось максимизировать эффективность полноприводной трансмиссии без использовани€ систем стабилизации.   слову, на раллийных верси€х AYC не использовалс€ – его замен€ло мастерство гонщика.

Lancer Evo – это апофеоз чистой инженерии без примесей маркетинга и здравого смысла. ¬ обозримом будущем мы не увидим подобных машин, потому что их врем€ вышло. ћассовые марки чураютс€ всего, что пахнет угарным газом и грохочет на 100 децибел, а премиум-сегмент продолжает строить спорткары по старинным рецептам, развод€ маркетинговых лошадей и стреножива€ их электронной уздой (что-то вроде высокоточного оружи€ с запа€нным дулом). ћожет быть, на пике карьеры Lancer Evo казалс€ лишь пробой пера, за которой последует что-то еще более мощное, точное и крутое, но судьба уготовила именно ему стать экстремумом.

Ёкстремумом, дрифтовать на котором сможет бабул€.