‘еминистки периодически провод€т акции против абортов, насили€ и патриархата 

–оссийский феминизм существует больше 150 лет — чуть меньше, чем брюки клЄш, и намного больше, чем мобильна€ св€зь. Ёто слово знают все, но что оно означает, понимают немногие. ¬озможно, поэтому феминистка ассоциируетс€ у коллективного разума с недовольной девочкой, котора€, как и родительский комитет, жаждет запретить всЄ, что неудобно упираетс€ в ее картину мира.

¬ ћеждународный женский день, когда прин€то не только дарить цветы и конфеты, но и напоминать о том, что у женщин есть права, мы решили разобратьс€ в феномене российского феминизма. Ќам помогают в этом психолог, социолог и феминистка.

ƒл€ начала немного истории (пропустите ее, если и так в курсе).

ќткуда они вз€лись? 

¬ нашей стране феминизм по€вилс€ еще в середине позапрошлого века, когда женщины организовались и потребовали доступное образование, оплачиваемую работу и право голоса. ѕоследнее слабому полу даровали в 1917 году. ѕервое врем€ большевики и участницы фемдвижени€ двигались в одном направлении — сказалась дружба феминисток и радикальной интеллигенции на закате царской –оссии, однако со становлением советской власти теплые отношени€ кончились. јборты сначала разрешили, потом запретили. ѕри —талине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и страна вернулась к традиционной гендерной иерархии.

—ледующие полвека феминистки практически провели в подполье. »зредка им удавалось участвовать в делах государства, но эти подвижки сложно назвать успешными: например, в 1960-х годах снова по€вились женсоветы, но повестку на них устанавливали не участницы организаций, а члены партии. ѕервые женские журналы («∆енщина и –осси€», «ћари€») тоже были подпольными, а за феминистками следили агенты  √Ѕ.

ќткрытым фемдвижение стало после перестройки. ќно поделилось на дес€тки течений, участницы которых выступают и за равноправие, и за радикальную смену образов, есть даже культурный и экофеминизм. –оссийское законодательство, на первый взгл€д, тоже подстроилось под активных женщин: аборты разрешены, развестись — просто, да и возглавить отдел или целое предпри€тие сегодн€ можно.

„то другие знают о феминистках?

¬идео: —ергей ‘едосеев / 59.RU

«а что и против кого они борютс€?

“о, что женска€ борьба в –оссии не прекращалась никогда, отмечает психолог »горь Ћ€х, он же подчеркивает, что эта борьба сменила вектор: теперь женщин на протест толкают не €вный недостаток прав и свобод, а другие женщины. Ќапример, спор внутри гендера: одни — сторонницы естественной красоты, а другие выступают за депил€цию. ¬ итоге спор из-за бритых подмышек перерастает в насто€щий конфликт.

∆енщины спор€т с женщинами о коротких юбках, депил€ции и откровенных фото в соцсет€х — и это новый вектор феминизма, считает эксперт-психолог

— ”низительно ли то, что женщина снимает себ€ красивую и размещает на аватарку в социальных сет€х? ќдни феминистки скажут, что она позорит женский род, зазыва€ своим телом мужчин, другие — что она так себ€ видит, а потому имеет право. ¬нутри сообщества исчезает однородность, — рассуждает Ћ€х. — „еловек — сам по себе существо агрессивное, и там, где есть возможность про€вить агрессию, он будет это делать независимо от пола. ј то, что русские женщины агрессивны, отмечал еще Ќекрасов: « он€ на скаку остановит, в гор€щую избу войдет…»

ѕо другую сторону забора — та сама€ женска€ солидарность. ѕорой она доводит до того, что феминистку внутри себ€ растит замужн€€ женщина, ведь в этом деле главное — воврем€ заручитьс€ поддержкой. ј в социальных сет€х сегодн€ еЄ предостаточно.

ѕо данным Ћ€ха, сегодн€ открыты феминистскому движению 10% росси€нок, еще 60% поддерживают направление скрыто. ћожно представить, что скоро феминистками станут все женщины, но нет. ’от€ бы из-за того, что феминизм не ставит перед собой задачу кому-то что-то нав€зывать. Ёто истори€ о том, что у людей должны быть равные права независимо от того, мужчина ты или женщина, говорит феминистка јрина “анцырева.

— Ѕытует мнение, что феминизм — это удел некрасивых женщин с неудавшейс€ личной жизнью, баб со стальными €йцами, а также идеи про конкуренцию и ненависть к мужчинам. Ќа деле же феминизм — про равные права людей вне зависимости от формы гениталий. ѕро то, что женщины не об€заны носить розовое, варить борщи, стремитьс€ замуж и плевать на свою карьеру. ћогут, но не об€заны. ѕро то, что мужчины не должны быть кому-то каменной стеной, зарабатывать миллиарды, выгл€деть чуть лучше примата и никогда не поддаватьс€ эмоци€м. ћогут, но снова не об€заны, — говорит јрина. — –авенство между полами наступает тогда, когда дискусси€ о том, кто лучше, прекращаетс€ и приходит к выводу, что люди по сути своей разные. Ёто нужно уважать и принимать.

‘еминистка јрина “анцырева считает, что споры о том, кто лучше, бесполезны

ѕочему они не люб€т женщин?

Ќапоротьс€ на «баб со стальными €йцами» вполне себе легко даже в самом безобидном паблике — така€ истори€ произошла с нашей читательницей јлександрой, котора€ после развода сЄрфила группы в «¬ онтакте», чтобы посмотреть, что вообще происходит в жизни других женщин.

— ¬ группе «ўастьебытьженщиной» пользователи делились истори€ми из жизни, и в основном это было нытье и обвинени€ в адрес мужчин — их называли абьюзами, — вспоминает јлександра. — ќдна авторка написала пост о том, что у нее классный муж, но одна беда — он не моет посуду, поэтому она должна всЄ это терпеть. я предположила, что такую ситуацию паре стоит обсуждать вдвоем, может, муж вообще не в курсе того, что проблема существует. «а это мен€ обвинили в том, что € защищаю абьюза, и забанили за нарушение правила сообщества «Ќе защищать мужчин и не осуждать женщин».

ѕочему они бес€т мужчин?

ѕодсчитать направлени€ феминизма так же сложно, как и составить средний портрет участниц этих сообществ: в –оссии можно найти последователей либерального феминизма (наследство от суфражисток, главна€ цель — обеспечить женщин и мужчин равными правами), постмодернистского феминизма (размывает гендерные границы, выступает против бинарной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (кратко: мужчины подавл€ют женщин, отношени€ с ними не нужны). ≈сть даже интерсекциональный феминизм — в нем борьба за права женщин неотделима от борьбы за права сексуальных меньшинств. 

‘актически феминистами могут быть и мужчины, если они раздел€ют идею «что хочет женщина, то хочет и бог». ƒл€ них даже придумали особый термин — «профеминист». ¬ реальной многослойной –оссии профеминист — существо краснокнижное, гораздо легче найти среди мужчин тех, кто не понимает феминисток и ведет себ€ агрессивно. Ёто естественна€ реакци€, объ€сн€ет сексолог »рина Ѕочарова: они начинают бо€тьс€, когда женщина играет на их поле.

— Ёмансипированна€ (свободна€) женщина и феминистка — это два разных пон€ти€. Ќо когда женщина начинает про€вл€ть себ€, выполн€ть наравне с мужчинами социальные функции, так же работать, столько же получать — это пугает мужчин. —оревнование с мужчиной — уже повод, чтобы назвать ее феминисткой, хот€ таковой она может и не быть, — говорит сексолог. — Ёти соревновани€ вли€ют и на отношени€ отдельных людей, и на общество в целом, ведь патриархальна€ система в –оссии сохран€етс€.  ак бы ни росло число семей, где мужчина сидит в декрете, а женщина делает бизнес просто потому, что у нее это выходит лучше, у нас по-прежнему к этому относ€тс€ плохо.

—ексолог »рина Ѕочарова уверена: в –оссии феминисткой назовут любую, кто хоть немного сильна€ и независима€

— Ќаше общество зачастую озабочено не рефлексией, а добычей денег. ѕросто денег, чтобы жить. “ы знаешь, что отечество кинет теб€ и твою семью, не задумыва€сь. —оциальных гарантий нет, а, учитыва€ тот факт, что даже работодатель считает себ€ вправе определ€ть, кто в твоей семье должен зарабатывать больше («ћы поднимем ¬асилию зарплату, ему семью кормить надо, а тебе муж помогает» — знакома€ фраза?), получаетс€ ситуаци€ искусственно нагнетаемого конфликта между полами, — рассуждает феминистка јрина “анцырева. — ¬место того, чтобы сесть и разработать вместе с партнером план совместной жизни, мы сталкиваемс€ со стереотипами, предписывающими нам строго определенные роли. ј проблема-то в том, что все люди разные и одни и те же схемы могут нам не подходить.

ƒл€ большинства в –оссии феминизм — это непри€тно и больно, а быть феминисткой — всЄ равно что быть героиней анекдота про мышей и кактус: «плачут, колютс€, но продолжают есть». ”дар по по€су нанос€т двойные стандарты: например, в “рудовом кодексе написано, что гендерной дискриминации в –оссии нет, однако страна в лидерах по числу ограничений дл€ трудовой де€тельности женщин. »м запрещено заниматьс€ 456 видами работ, в том числе водить сельхозтехнику или управл€ть поездами. 

ƒоказывать и рассказывать о себе — дело хоть и при€тное, но не всегда благодарное. ¬оврем€ уйти из таких диалогов — оптимальное решение, отмечают сами феминистки.

— я с удовольствием рассказываю о фемценност€х люд€м, которым интересно послушать и подискутировать на эти темы. »ногда бываю услышана, иногда мы договариваемс€, что каждый остаетс€ в своем дискурсе, и тогда наши дорожки расход€тс€, — говорит јрина “анцырева. — Ёто нормально. Ќо € не готова идти на баррикады и заставл€ть слушать тех, кто этого не хочет. “ам их жизнь, здесь мо€ жизнь, и было бы славно не трепать друг другу нервы.