ќперной певице из „ел€бинска Ёлине –атиани 31 год, она живЄт в »талии и готовитс€ к важной премьере

3 августа на италь€нском острове —ицили€ пройдЄт премьера оперы ѕуччини «“урандот», где ведущую партию исполнит певица из „ел€бинска Ёлина –атиани. Ќаша земл€чка выступит в античном театре перед п€тью тыс€чами зрителей. ћы поговорили с артисткой о том, как она получила роль в одной из важных мировых постановок, из-за чего родители не отдавали девочку в музыкальную школу до 11 лет и почему еЄ назвали новой ‘росей Ѕурлаковой.

¬ —ети удалось найти лишь несколько старых видео с выступлений Ёлины –атиани. ѕо словам певицы, оставшиес€ записи были удалены по просьбе агента. ѕрофессиональный ролик в хорошем качестве артистка пообещала опубликовать после премьеры спектакл€

«ћама не верила, что € хочу всерьЄз заниматьс€»

— — трЄх лет € мечтала быть пианисткой и певицей. ”страивала концерты дома. ћама каждый вечер мен€ слушала, но всЄ равно не очень верила в то, что € хочу всерьЄз заниматьс€, — рассказывает Ёлина –атиани. — Ѕрать в квартиру огромный, дорогой инструмент только дл€ того, чтобы ребЄнок мог поиграть, никому не хотелось. Ќо € настаивала. ¬ итоге в 11 лет мен€ отдали в музыкальную школу — заниматьс€ на фортепиано, и мама купила мне коричневую ««арю». ѕомню, когда приехали грузчики с этим пианино, € очень волновалась, чтобы они ничего не повредили.  огда всЄ занесли, поставили, начались другие переживани€. »нструмент был абсолютно расстроен, и нужно было найти хорошего мастера, который смог бы с ним справитьс€.  огда нам удалось это сделать, € была безумно счастлива. —идела, целыми дн€ми играла. “олько бо€лась, что беспокою соседей, но однажды, когда вышла на улицу, бабушки, которые р€дом жили, признались, что берут бутылку, прикладывают к стенке и слушают, как € играю.

¬скоре чел€бинка почувствовала, что зан€тий на пианино ей не хватает. ћама нашла преподавател€ по вокалу — молодую девушку, котора€ учила еЄ исполн€ть простые песни. ј потом Ёлину отправили в вокальный кружок во дворце культуры „“ѕ«. “ам вместе с другими реб€тами они готовили номера и выступали на сцене. Ќа одном из таких концертов девочку услышал звукорежиссЄр „ел€бинского оперного театра — он за€вил, что Ёлине нужно серьЄзно заниматьс€ вокалом, потому что есть все данные, и дал номер телефона преподавател€.

— ¬ то врем€ € даже не представл€ла, что такое оперное пение, но когда попала на урок к этому педагогу, € влюбилась в то, как она поЄт, и тоже так захотела. “ак с 14 лет € начала заниматьс€ серьЄзно — пон€ла, что голос — это насто€щий инструмент внутри мен€. ѕедагог была очень тактичной, осторожной, но в то же врем€ говорила: «Ёлина, € тебе одной скажу — езжай в ѕетербург, поступай в консерваторию. “еб€ там профессионалы замет€т и сразу возьмут». я так и сделала, — делитс€ воспоминани€ми чел€бинка.

јртистка зан€лась академическим пением в 14 лет

«Ѕольшой и красивый голос, но никаких шансов на поступление»

Ёлина шутит, что в старости об€зательно напишет книгу о том, как поступала в консерваторию. ќна вместе с мамой приехала задолго до вступительных экзаменов — чтобы пон€ть, есть ли вообще шансы.

— ≈сли бы мне какой-нибудь педагог сказал: «ƒевочка, иди на дантиста или юриста, здесь тебе нечего делать», — € бы так и поступила. ¬ыбрала бы себе какую-нибудь другую профессию, а музыку бы оставила как хобби, — признаЄтс€ певица.

„ел€бинку отправили к лучшему педагогу — “амаре Ќовиченко, и та признала, что голосовые данные у девушки есть, но к поступлению она абсолютно не готова. ≈Є конкурентами были уже готовые артистки, а не 17-летние девочки, закончившие, как она, общеобразовательную школу.

— я попросила: «ѕожалуйста, может, у вас есть педагог, который сможет подготовить мен€?» ќна сказала, что это нереально, но дала номер своей ученицы, котора€ в то врем€ уже пела в «—анктъ-ѕетербургъ ќпере», — ќльги  овалЄвой, — вспоминает Ёлина –атиани. — ѕри первой встрече она мне за€вила: «Ёлина, у теб€ большой красивый голос, но, честно говор€, никаких шансов на поступление». ћы всЄ-таки попробовали, и буквально же на первом уроке у мен€ такой голос по€вилс€ — в три раза больше, чем был! я пыталась ловить каждую деталь. ѕереспрашивала еЄ и по результату видела, что делать. ѕосле этого зан€ти€ она мне сказала: «я мен€ю своЄ мнение, у теб€ есть все шансы». я вз€ла три-четыре таких урока и пошла на поступление — на первый тур. “ам было столько девушек и юношей, которые хотели поступить — со всей –оссии и из других стран. —то€ р€дом с ними, € понимала, что у мен€ нет никаких шансов. ¬идишь опытных профессионалов р€дом в бальных костюмах, с прическами, кипой нот. » € — в юбочке и с парой листочков в руках.

 огда Ёлина зашла в кабинет, профессора, которые принимали экзамен, даже не подн€ли глаз. ќни сидели и что-то усердно записывали в свои листочки. Ќо тут чел€бинка начала петь.

— ќни все побросали свои ручки и начали на мен€ смотреть. я думала: «√осподи, они сейчас будут сме€тьс€, € всЄ плохо делаю». ¬место этого мен€ стали расспрашивать, откуда €, чем занималась. —казали, вечером будут готовы списки. я вышла, говорю: «ћама, нам не на что наде€тьс€, пойдЄм по музе€м».  огда мы вечером всЄ же решили проверить результаты и обнаружили, что € прошла дальше, был полный шок, — смеЄтс€ артистка.

„ел€бинке с самого детства говорили, что у неЄ большой и красивый голос

«¬ы слышали, что по€вилась нова€ ‘рос€ Ѕурлакова?»

„ел€бинка всЄ же решила, что еЄ пожалели, и ко второму туру решила не готовитьс€. Ёкзамен был через три дн€, и всЄ это врем€ Ёлина просто наслаждалась —анкт-ѕетербургом.

— Ќа втором туре € впервые пела на профессиональной сцене. я очень испугалась, потому что не слышала себ€. ѕозвонила преподавательнице и сказала, это был ужас. ќна мне говорит: «ќчень хорошо, что ты себ€ вообще не слышала. «ал √лазунова — такой зал, в котором весь звук уходит в зал, если ты поЄшь правильно». я думала, она мен€ так успокаивала, но потом пошла и снова увидела в списках свою фамилию, — говорит наша земл€чка.

Ќа третьем туре Ёлина спела арию и русскую народную песню.  огда чел€бинка закончила выступление, декан санкт-петербургской консерватории, известна€ своим меццо-сопрано »рина ЅогачЄва начала аплодировать. “огда девушка пон€ла, что прошла.

— ѕотом по коридорам пошли разговоры: «¬ы слышали, что по€вилась нова€ ‘рос€ Ѕурлакова?» Ёто главна€ героин€ фильма «ѕриходите завтра», котора€ приехала из глухой деревни поступать в московскую консерваторию, и еЄ без лишних слов вз€ли — за шикарный голос. “ак вот, они все между собой говор€т, даже мен€ спрашивали — не знаешь такую? ‘амили€ вроде –атиани. я начала понимать, что говорили про мен€, но ни в чЄм не признавалась, — рассказывает Ёлина.

«–ешила бросить это дело»

¬ сент€бре чел€бинка уже приехала на зан€ти€.  аждому студенту предлагали написать за€вление на им€ преподавател€, у которого он хотел бы заниматьс€. Ёлина назвала “амару Ќовиченко, но при этом была уверена, что этот педагог никогда еЄ к себе не возьмЄт.

— «ахожу потом на собеседование к декану »рине Ѕогачевой, поздравл€ет, что € поступила, и говорит секретарю записать мен€ к себе в класс. ” мен€ шок и неловкость: € ведь уже попросилась к другому педагогу. ќна сказала, это не проблема и за€вление можно переписать, — описывает происходившее певица. — ¬ это врем€ выхожу из кабинета, встречаю в коридоре “амару Ќовиченко, и она говорит: «Ёлина, видела, что вы написали за€вление ко мне, € вас беру». я объ€снила ей ситуацию. » между ними началась така€ холодна€ война. я оказалась между двух огней и уже не знала, что делать.  огда кто-то из них шЄл по коридору, € бежала в туалет и пр€талась.

¬ итоге Ёлина стала учитьс€ у “амары Ќовиченко. Ёто продолжалось два года, после чего чел€бинка перевелась в академию ћариинского театра.

— ѕроблема в том, что педагоги и не знают, как заниматьс€ с большими голосами. Ќикто не мог мен€ научить по-насто€щему, или € не могла физически осилить этот голос. “амара Ќовиченко была сильным педагогом, и благодар€ ей € очень подт€нула верхние ноты. Ќо пение состоит не только из этого, — размышл€ет артистка. — я пошла в театр, чтобы научитьс€ контролировать свой голос. ћен€ вз€ли с тем условием, чтобы € больше нигде не училась — € бросила консерваторию. Ќо в академии тоже не смогла найти своего педагога, технически не могла вырасти. Ѕыло больно петь. —пуст€ два года € решила бросить это дело. ѕотому что если после одной-двух арий болит горло, что-то точно не так.

ѕосле нескольких лет обучени€ Ёлина решила бросить любимое зан€тие, но спуст€ год пон€ла, что не может без оперы, и вернулась

«Ћюди аплодировали мне на прот€жении дес€ти минут»

√од Ёлина не занималась музыкой — у неЄ родилась дочка. ќна включала диски с оперными произведени€ми и слушала с ностальгией, иногда даже со слезами на глазах. ∆елание петь не пропало. ¬ итоге через год чел€бинка решила оп€ть поехать в ћоскву и начать всЄ заново. ќна поступила в московскую консерваторию и окончила еЄ с отличием. ѕараллельно брала уроки италь€нского €зыка у репетитора — дл€ того, чтобы потом поехать в эту страну.

— ќпера родилась в »талии — этим всЄ сказано, и учитьс€ классике нужно именно там, — объ€сн€ет Ёлина.

—воего педагога в »талии чел€бинка тоже не нашла. — преподавателем, которого ей посоветовали друзь€-артисты, они не сработались.

— ¬ итоге € переезжаю основательно жить в »талию, отдаю дочку в школу, иду заниматьс€ к пианисту. ѕри этом мечтаю найти агента. Ёто такой посредник между артистом и театром, без которого теб€ просто никто не замечает. я понимала, что это нереально — спрос на агентов огромный, к ним пытаютс€ попасть очень профессиональные певцы, но до них чаще всего даже не доход€т резюме, — рассказывает Ёлина –атиани. — » вот € иду на день рождени€ и знакомлюсь с женщиной, котора€ говорит, что муж еЄ подруги — агент. я попросила: можно € отправлю резюме по e-mail, пусть они просто посмотр€т — без вс€ких об€зательств. ¬ итоге агент приглашает мен€ на прослушивание. я приезжаю, показываю, что умею, он говорит: «√олос мне нравитс€, но ты не готова». «овЄт мен€ на мастер-класс, где будут такие же, как €, желающие попасть к агенту. Ќо выхода не было, € пошла. ¬ конце этого мастер-класса был небольшой отчЄтный концерт. » на этом концерте люди аплодировали мне на прот€жении дес€ти минут, когда € закончила петь арию. ѕосле этого агент подошЄл и сказал, что готов заключить со мной контракт. Ёто было полтора года назад.

¬ первое врем€ Ёлина выступала в Ѕолонской академии. Ўансов выйти на сцену солистом оперного театра практически не было. ¬ »талию, по словам артистки, съезжаютс€ исполнители со всего мира и роли получают только лучшие из них.

— Ќо есть парти€ у ѕуччини — “урандот, которую должна петь молода€ девушка с большим голосом и хорошей техникой. ¬ основном эту партию исполн€ют звЄзды, и их очень мало. —ейчас в мире только два-три человека, способных сделать это на высоком уровне. » тут агент говорит: «√отовьс€, Ёлина, ты будешь петь “урандот». я всЄ выучила, мен€ отправили на прослушивание. ¬ итоге мен€ выбрали, — делитс€ певица.

ѕремьера оперы состоитс€ в античном √реческом театре в —иракузах на —ицилии 3 августа. „ерез мес€ц постановку повтор€т в театре города “аормина. Ёлина отмечает, что от того, насколько хорошо она споЄт свою партию, будет зависеть вс€ еЄ карьера. —ейчас она каждый день занимаетс€ вокалом и, как всегда, соблюдает жЄсткий режим: спит по восемь-дев€ть часов, придерживаетс€ здорового питани€, не курит и не позвол€ет себе алкоголь.

—емь€ поддерживает артистку. ≈Є супруг — италь€нец, у которого, по словам Ёлины, «талант от Ѕога» — он никогда не училс€ музыке, но свободно играет на гитаре и фортепиано. ƒочери певицы сейчас дес€ть лет, она занимаетс€ балетом и слушает „айковского. ¬ их доме чаще всего звучит классика, но иногда включают и современную музыку, котора€ нравитс€ мужу Ёлины.