ѕетл€ времени — один из самых сложных, но любимых зрител€ми сюжетов

ƒень сурка, ежегодно отмечаемый 2 феврал€ в маленьком американском городе ѕанксатони, в 90-х прославилс€ на весь мир после выхода одноименной комедии. Ќо не как метеорологический праздник, которым он по сути €вл€етс€, а как метафора однообразной жизни. —южет, в котором герой изо дн€ в день переживает одни и те же ситуации, до сих пор с удовольствием тиражируют режиссеры по всему миру. ћы отобрали п€ть наиболее значимых фильмов, в которых герои, пыта€сь выбратьс€ из петли времени, внезапно дл€ себ€ наход€т ответы на очень важные вопросы.

—нимать фильмы про путешестви€ во времени — дело неблагодарное. Ќа Youtube можно найти сотни видео, где блогеры распинают режиссеров, сн€вших легендарные фильмы вроде «Ќазад в будущее» или «“ерминатора», за разной степени т€жести нестыковки. „асто весьма справедливо.

јвторы «ƒн€ сурка» поступили просто и из€щно: они не стали придумывать последстви€ путешествий во времени, а сосредоточились на очень коротком отрезке в один день. ¬ течение этого дн€ герой по-разному поступает в одинаковых ситуаци€х, но ни к каким последстви€м это не приводит. ѕросто каждый день дл€ него начинаетс€ так же, как предыдущий.

ѕри простоте зав€зки фильм был зар€жен совсем не комедийным смыслом. ƒаже двум€. ѕервый — это, конечно, «никогда не сдавайс€». ¬торой — иногда нужно провести огромную работу над собой и своим отношением к окружающим, чтобы выбратьс€ из жизненной рутины и двигатьс€ дальше (читай — развиватьс€). ¬озможно, это и стало причиной его успеха: серьезные идеи «ƒень сурка» доносил в наипростейшей форме. » с помощью великолепных актеров Ѕилла ћюрре€ и Ёнди ћакдауэлл. ј вот как развивали идею «петли времени» другие режиссеры.

««еркало дл€ геро€» (———–, 1987)

–ежиссер: ¬ладимир ’отиненко

’отиненко снимал кино про ƒень сурка, когда это еще не было попул€рным

’отиненко придумал идею поместить киногероев в посто€нно повтор€ющиес€ обсто€тельства за несколько лет до режиссера «ƒн€ сурка» ’арольда –эмиса. “олько в его случае фильм про «петлю времени» — это не романтическа€ комеди€, а философска€ антиутопи€, и на кону стоит не любовь прекрасной женщины, а жизни двух дес€тков людей.

—южет ««еркала» зав€зываетс€ в конце 80-х в тот момент, когда молодой лингвист приезжает в небольшой город к своему отцу после смерти матери и во врем€ прогулки по парку со своим новым знакомым попадает в этот же город, но в послевоенное врем€. “ам оба бесконечно проживают один и тот же день, всегда заканчивающийс€ взрывом на шахте.

ќдин из самых сильных эпизодов ««еркала» — когда в самом начале фильма главный герой и его отец, будучи не в силах пон€ть мысли и стремлени€ друг друга, начинают вы€сн€ть отношени€. јнализ конфликта поколений и его причин €вл€етс€, пожалуй, основной идеей этого фильма. ј его безусловное художественное украшение — детально переданна€ атмосфера российской глубинки двух разных эпох.

«ƒежавю» (—Ўј, 2006)

–ежиссер: “они —котт

—егодн€ он обычный федеральный агент, а завтра перекраивает прошлое как хочет

Ѕрат –идли —котта, создател€ „ужого, и режиссер видных триллеров вроде «¬рага государства» и «√нева» поместил идею «ƒн€ сурка» в высокотехнологичные декорации. √ерой ƒензела ¬ашингтона, специалиста по антитеррористическим операци€м, попадает в необычную ситуацию: ему надо расследовать взрыв на переполненном пароме, и дл€ этого представители некой секретной лаборатории предлагают ему воспользоватьс€ программой, котора€ с помощью записей с видеокамер восстанавливает во всех детал€х событи€ предыдущих четырех дней. ¬ итоге вы€сн€етс€, что эта программа может не только моделировать картинку прошлого, но и… ¬прочем, не будем спойлерить. «ƒежа вю» не сказать чтобы снискал большую попул€рность, и временами следить за логическим развитием происход€щего на экране довольно т€жело. Ќо в целом это любопытный технотриллер, во многом предвосхищающий идеи сериала «„ерное зеркало», когда ты понимаешь, что технический прогресс находитс€ всего в шаге от того, чтобы сделать фантастику вполне себе обычной реальностью.

«√рань будущего» (—Ўј, 2014)

–ежиссер: ƒаг Ћайман

–ецепт блокбастера года: возьмите ƒень сурка и хорошо перемешайте с войной и инопланет€нами

јвторы второго главного фантастического блокбастера 2014 года (первым был «»нтерстеллар») решили круто разбавить сюжет «ƒн€ сурка» войной, насилием, взрывами и инопланетными захватчиками. ѕолучилась классическа€ каша из топора, где «топор» (то есть сюжет «ƒн€ сурка») может быть легко заменен на какой-нибудь ходульный фантастический сюжет, и в принципе ничего особенно не изменитс€. ќтдаленное будущее, земл€не воюют с инопланет€нами, обладающими мощнейшим вооружением, способным измен€ть реальность. Ѕывший циничный пиарщик армии в исполнении “ома  руза за грубейшую оплошность попадает в р€довые и погибает в первом же бою. „тобы ожить, познакомитьс€ с матерым бойцом-ветераном (спойлер: это прекрасна€ девушка), научитьс€ у нее боевым премудрост€м, снова погибнуть в тех же обсто€тельствах, снова ожить и так далее.

’от€ в «√рани будущего» и есть какой-никакой философский подтекст (работать над собой, чтобы превратитьс€ из оба€тельного негод€€ в бравого геро€ и спасител€ планеты), есть ощущение, что нужен он здесь дл€ галочки: настолько ненав€зчиво он обозначен в красочном наборе фантастических батальных сцен, которые изредка прерываютс€ на толкающие сюжет диалоги главных героев. «√рань будущего» — тот случай, когда форма получаетс€ €вно сильнее содержани€. Ќо она и вправду чертовски хороша.

«»сходный код» (—Ўј, 2011)

–ежиссер: ƒункан ƒжонс

”следить за тем, что хочет сказать режиссер про временную
петлю и параллельную реальность, иногда довольно т€жело

¬ самом начале 2010-х годов на широкие экраны вышло много дорогих фантастических фильмов с очень навороченными сюжетами, крут€щимис€ вокруг взаимоотношений людей со временем и собственным разумом. «¬рем€», «Ќачало», «ќбласти тьмы», «ѕолночь в ѕариже», то же «„ерное зеркало». Ќо даже на их фоне сюжет фильма «»сходный код» выгл€дит монументально. ≈го создатели нашпиговали его сразу несколькими сложными темами: временна€ петл€, глубины разума, высокие технологии, виртуальна€ и параллельна€ реальности.

ќписать текстом сущность, в которую всЄ это слилось, т€жело так же, как насвистеть оперу. ¬ двух словах: герой ƒжейка ƒжилленхола (точнее, сознание геро€ ƒжейка ƒжилленхола в теле другого человека) просыпаетс€ в поезде за восемь минут до его взрыва. ќн, как это водитс€, вынужден раз за разом проживать эти восемь минут, чтобы успеть за это врем€ пон€ть, из-за чего произошел взрыв и кто в нем виновен. Ёто становитс€ возможным благодар€ программе «»сходный код», модулирующей разные ситуации дл€ изучени€ их причин. ¬се остальные сложные перипетии нанизываютс€ на эту основу.

„тобы детально пон€ть логику происход€щего в «»сходном коде» с одного просмотра, надо быть сосредоточенным. ѕосто€нно фокусироватьс€ на куче разных деталей, двигающих разные ветки сюжета. ѕримерно такие же усили€ нужны дл€ того, чтобы сразу уложить себе в голове происход€щее в старом фильме  ристофера Ќолана «ѕомни». » эти усили€ иногда сильно отвлекают от красивых съемок ƒункана ƒжонса.

«ѕророк» (—Ўј, 2007)

–ежиссер: Ћи “амахори

‘ирменную грусть на лице  ейдж сохран€ет даже перед угрозой атомного
взрыва. ’от€ радоватьс€ тут на самом деле нечему

Ќулевые дл€ актера Ќиколаса  ейджа были сродни американским горкам. “о он возносилс€ в карьере, то снималс€ в фильмах, на которые зритель взирал с недоумением. ƒескать, что  ейдж забыл в, кхм, этом. «ѕророк» в его фильмографии тех времен завис где-то посередине: крепкий фантастический боевик, сн€тый по мотивам рассказа ‘илипа ƒика ««олотой человек». ≈го сюжет сильно отличаетс€ от других фильмов подборки.  ейдж играет экстрасенса с даром предвидени€, что позвол€ет ему незаметно шулерить в казино и выступать на разных шоу. ќднажды герой попадает в поле зрени€ ‘Ѕ– — агенты вынуждают его помочь им в предотвращении €дерного взрыва. ‘ильм переворачивает идею «ƒн€ сурка» с ног на голову: событи€, которые проживает герой  ейджа, на самом деле остаютс€ не в его прошлом, а в его будущем. Ќа этой же фишке зав€зан и главный сюжетный хук, припасенный авторами дл€ финала и полностью переворачивающий представлени€ зрител€ от всего, что происходило раньше.

¬ Ћос-јнджелесе объ€вили имена номинантов на статуэтку «ќскар». ÷еремони€ вручени€ пройдет 24 феврал€ в √олливуде, в кинотеатре Dolby. Ќа звание лучшего фильма претендуют восемь кинолент, среди них «Ѕогемска€ рапсоди€» Ѕрайана —ингера.  онкуренцию ей состав€т мелодрама ««везда родилась», ««елена€ книга», «–ома», «„ерна€ пантера», «‘аворитка» об английской королеве јнне, «¬ласть» о роли денег в современном мире и «„ерный клановец» — о бандитах и полицейских.