Бизнес Виктор Лебедев, генеральный директор компании «Энергоинвест»: «Если идея приходит на подготовленную почву, она овладевает массами сама по себе»

Виктор Лебедев, генеральный директор компании «Энергоинвест»: «Если идея приходит на подготовленную почву, она овладевает массами сама по себе»

2004 год будет переломным в позиционировании компании «Энергоинвест» среди других компаний ЧелябинскаЧелябинск – очень консервативный городЯ знаю, как из 1 доллара сделать 10. Ничего нет удивительного, что эти знания я решил применить

При спуске на воду нового корабля – от мелкого суденышка до океанского лайнера, об его нос традиционно разбивают бутылку с шампанским. На удачу! Начиная возведение нового объекта, строители торжественно производят закладку первого кирпича в основание будущего здания. 1 декабря жители Челябинска получили возможность понаблюдать за подобными торжествами. Начало грандиозного строительства отметила компания «Энергоинвест» (www.energoinvest.biz), «запуская в большое плавание» первый объект из своего масштабного плана «Золотое кольцо».

Момент требовал подобающей торжественности, ведь случилось событие, последствия которого горожане будут ощущать в течение всего ближайшего десятилетия. На их глазах «Энергоинвест» будет менять облик южноуральской столицы, превращая Челябинск из производственно-перерабатывающего промышленного гиганта в современный бизнес-центр деловой России.

Идея «Золотого кольца» принадлежит директору фирмы «Энергоинвест» Виктору Лебедеву. Проект переустройства Челябинска, превращения части города в настоящий деловой и коммерческий центр, внушает уважение своими масштабами. Тем более, когда озвучивается внушительная сумма привлекаемых по плану Виктора Лебедева финансовых средств. Благоустроенное и начиненное бизнесами «Золотое кольцо» оценивается в $330 миллионов, третью часть из которых составят западные инвестиции. Скептики с усмешкой подсчитывали время, когда от слов «Энергоинвест» начнет переходить к делу, и «строительная сказка» начнет воплощаться в жизнь. 1 декабря Виктор Лебедев сделал первый шаг к победе над ними.

- Виктор Николаевич, я впервые услышал про проект «Золотое кольцо» еще в конце 2002 года. И за время, которое протянулось от заявки на строительство до закладки первого кирпича, в адрес «Энергоинвеста» не раз раздавались упреки в наличии слов и громких заявлений, но отсутствии реальных дел. В высказываниях многих людей явно сквозила некая нотка недоверия в отношении «Золотого кольца». Почему?

- Почему такое происходит? Когда существует недостаток информации, вакуум заполняется. Но не всегда тем, чем надо. Многие во всем ищут скандал. Им проще сказать: «Мы ни во что не верим!» Они во всем ищут негатив. Все, что ново, непонятно, – пугает, люди хотят сохранить стабильное положение вещей. Идея «Золотого кольца» настолько оригинальна, настолько необычна для Челябинска, что в это было трудно поверить. Но когда-то было трудно поверить, что на Луну человек полетит… Сейчас наступает день, когда «Энергоинвест» заполняет этот информационный вакуум. Мы от слов переходим к делу. Поэтому 2004 год будет переломным в позиционировании компании «Энергоинвест» среди других компаний Челябинска. Ведь я велосипед не изобрел. Я год хожу и всем объясняю, что то, чем я занимаюсь, это вещь, которая существует десятилетия.

- Но не в Челябинске.

- Но в России! В нашей стране существует множество девелоперских компаний. Однако в Челябинск новые веяния доходят медленнее. Челябинск – очень консервативный город. Может быть, в этом есть и сильная сторона, но передовые вещи сюда входят медленнее.

- Вы на острие прогресса. Почему решили этим заняться? Ведь есть в новом деле определенный риск...

- Риск есть везде, просто где-то меньше, где-то больше. Хочешь получать свои 3 процента в год – иди и положи деньги в банк. Если ты хочешь зарабатывать 10 процентов в год –найди другой способ. Я знаю, как из 1 доллара сделать 10. Ничего нет удивительного, что эти знания я решил применить Челябинске. Потому что это моя Родина, я люблю этот город, и потому что увидел для себя ту самую рыночную нишу. Если бы я делал это в Москве, то был бы одним из ста. Но, делая это в Челябинске, я - первый парень на деревне.

С одной стороны, трудно объяснять – происходит смена парадигм - это положение вещей, принятое большинством людей и устраивающее всех. Любой человек, который приходит с новой идеей, встречает непонимание, неверие. На первом этапе... А он ходит и говорит: «Она вертится». И люди начинают задумываться, а может быть, правда, вертится. Потом будут в это верить и говорить, что так было всегда и не удивляться… То же и здесь. Но, преодолевая трудности по изменению общественного сознания челябинцев, я, тем не менее, первый, единственный, эксклюзивный, и самые высокие доходы от этого бизнеса будут мои. Я буду самым авторитетным человеком по продвижению проектов в Челябинске и Челябинской области. Чем бы я завтра ни занимался - разработкой полезных ископаемых или с проектами, связанными с hi-tech в Челябинской области, – я знаю местную специфику, у меня достаточно знаний и опыта. Это то, что я продаю, а я продаю свои мозги.

- Несмотря на азарт ваших ответов, я чувствую в них и четкий расчет, желание, что называется, первым сорвать банк.

- В жизни все делается на расчете. Но первична идея, она дает мне силы. Не все же гладко бывает. И вот тут этот духовный стержень помогает. Если бы не было общественной поддержки проекта, если бы я видел, что это антиобщественно, антисоциально, у меня не хватило бы терпения, я бы ушел. Но я вижу, что везде нахожу патриотизм. Я прихожу в администрацию, от вахтера до руководителя высокого ранга, - у всех нахожу отклик на идею «Золотого кольца». Все говорят: «О, классно! Наконец-то наш город станет красивым!» Идея «Золотого кольца» востребована. А если идея приходит на подготовленную почву, она овладевает массами сама по себе.

- Прямо по Ленину говорите…

- Классика! (смеется). Идея овладела массами! Есть одно высказывание: никто не может остановить идею, время которой пришло. Так вот, время пришло. Я вижу отклик в прессе со стороны Вячеслава Михайловича Тарасова. Он сказал в интервью, что следующий год пройдет под знаком переустройства Челябинска. Парки начал благоустраивать, дороги – это нашло общественный отклик. Думаю, в следующем году, когда мы начнем строить, мы на эту волну патриотизма, желания чтобы город стал лучше, как раз попадем.

- Более конкретно можете сказать, что и когда будет строить «Энергоинвест»?

- 1 декабря состоялась торжественная закладка первого камня «Золотого кольца». На пересечении улиц Цвиллинга и Труда будет один из объектов «Парка офисов» площадью 7000 квадратных метров, с кафе и ресторанами. Офисы класса «А» – это новый уровень бизнеса, в Челябинске такого еще нет. Другое здание «Парка офисов» строится по адресу улица Труда, 64 - еще 4900 квадратных метров. «Парк офисов» находится в границах улиц Кирова, Труда и Свободы. Там будут 4 высотки стоять. Общая площадь деловых помещений - 130 000 квадратных метров. Это работа не на один год. Весной будущего года начнется строительство «Восточного пассажа». Это будет торговый молл по улице Кирова, от филармонии до комплекса возле цирка.

- Засыпать Миасс будете?

- Мы будем засыпать часть поймы, улучшать экологию, очищать реку, облагораживать берега.

- И когда это начнется?

- В марте мы начнем.

- Вы начинаете строительство в очень оживленном месте. Там не одни вы строите. Отношения с конкурентами?

- Мы делаем одно дело. Мы не конкуренты. Весь мир всегда строился на транзитах. Так называемое «проходное место». Есть транзит людской, будет и выручка. Так вот пойма Миасса, оба берега, в результате реализации моей программы станет «проходным местом». Народ будет туда просто ломиться. И мы сейчас доказываем, что реализация проекта «Золотое кольцо» не только не ущемляет интересов собственников бизнесов, находящихся в пойме Миасса, - но дает им вторую жизнь, развитие. Людей там будет в несколько раз больше.

- И цены за аренду офисов можно повысить и магазины сделать популярнее?

- Естественно, цены на землю, недвижимость вырастут. Это классика…

- А что с проектом под памятником Курчатову. Об этом много говорилось этим летом. И даже было определенное напряжение между вами и администрацией ЮУрГУ…

- В администрации Челябинска знают, что мы готовы были начать с группой инвесторов строительство уже в сентябре этого года. Наши планы были изменены в связи с проектированием у памятника Курчатова легкоатлетического стадиона, строительство которого сейчас ведется.

- А кто его строит?

- Область. По губернаторской программе… И понимая важность того, что делает губернатор, мы скорректировали свои планы, мы перепроектировали наш комплекс. Увязываем это с новой входной группой в парк имени Гагарина. Это заняло у нас определенное время. Мы начнем весной. Мы всем объясняем, что затяжка никому на пользу не идет. Деньги не стоят на месте: если они не используются, они перетекают в другое место. Замечу, что задержка строительства никак не связана с позицией университета. Потому что университет никаких прав на земельный участок возле памятника Курчатову не имеет. Мы же имеем легитимную документацию на право проектирования и последующего строительства на этом участке.

- Проект «Золотого кольца» включает в себя такую заманчивую вещь как аквапарк. Насколько я знаю, московский аквапарк «Трансвааль» круглосуточно заполнен народом. Расскажите о проекте челябинского аквапарка.

- Действительно, есть в проекте «Золотое кольцо» изюминки. Я считаю, что любой из объектов «Золотого кольца» вполне подъемен по инвестированию челябинскими, региональными, российскими деньгами. К нашему городу есть интерес, и люди имеют достаточно денег, чтобы объект, стоимостью 5-15 миллионов долларов, проинвестировать. В эту шкалу входят почти все объекты «Золотого кольца», за исключением трех. Эти три дорогостоящие «изюминки» улучшают проект, позиционирование города. Будет аквапарк – будет еще круче. Поэтому строительство аквапарка, пятизвездочной гостинцы и выставочного центра – это возможность придать городу другое лицо уже с точки зрения позиционирования его по сравнению с другими городами России.

- То есть аквапарк, гостиница и выставочный центр - это стратегическая задача?

- Да, если время пришло, это случается неизбежно. Аквапарк - это статусная вещь, которую должен иметь город-миллионник. Это окупаемая вещь! В городе, находящемся в такой климатической зоне, это супервостребованная вещь. Но его строительство сдерживается. Чем?.. Ну, «Парк офисов», например, можно строить по очередям в течение ряда лет. Аквапарк - это объект на 20 миллионов евро, которые нужны в самом начале. Или вообще не имеет смысла строить. То же самое с гостиницей и выставочным центром. Мы над этим сейчас работаем. Все объекты окупаемы. Не такие уж и низкие доходы в Челябинске. Но к трем объектам «Золотого кольца» мы подходим расчетливее, постоянно ведем переговоры, приглашаем к нам провайдеров по строительству аквапарков, гостиниц и выставок. Понимая важность этой задачи и не стараясь застроить эту территорию какими-то объектами, решающими сиюминутные и меркантильные интересы застройщика, а подходя к этой территории по-крупному, по-государственному, я бы даже сказал.

- А не было желания пригласить какие-то сети? Например, IKEA? Они же строят глобальные вещи…

- Надо сразу определиться какое место в рейтинге привлекательности занимает Челябинск. Сначала все идеи типа IКЕА будут реализованы в Екатеринбурге. Потому что этот город стоит выше Челябинска по рейтингу. Братья-капиталисты придут вначале туда, где они смогут в кратчайшее время получить большую прибыль. Я допускаю, что может произойти все наоборот, что власти и бизнес Челябинска сработают лучше, чем екатеринбургские. Но…

Почему я никогда не обещаю золотые горы? Потому что я очень консервативен. В бизнесе, политике, экономике существует определенный тренд. Если в экономике страны он восходящий, то в экономике региона он тоже будет восходящим. Город будет развиваться, но в соответствии с общей динамикой. Усилия мэра или бизнесмена в Челябинске могут быть направлены на то, чтобы развиваться чуть лучше, чем общая ситуация в стране. Может быть – хуже, если вообще ничего не делать… Но нельзя быть на порядок лучше – это объективно.

А вот с сетями по выставочным центрам, по гостиницам и аквапаркам мы работаем. Потому что нами сегодня решена основная задача - найден провайдер по всем трем объектам. Это представители, которые обладают в этом виде бизнеса большим авторитетом на Западе и в России, которые являются организаторами синдицированного капитала. Мы имеем таких провайдеров, и мы подыскиваем пул инвесторов, целый консорциум. Мы не утописты.

Если три объекта разложить: аквапарк, выставочный центр и гостиница, первым по очередности строительства является выставочный центр. Это 2 тысячи человек, которые постоянно работают на экспозициях. Это гости, которые приезжают на эту выставку. Они должны жить рядом с выставочным центром и иметь все сопутствующие выставке услуги - конгресс-холлы, комнаты для переговоров, одновременный синхронный перевод на несколько языков.

Можно посмотреть на примере Екатеринбурга. Там построили «Атриум Паллас-отель» - пятизведочный комплекс, в составе которого находится центр мировой торговли. Этому отелю исполнилось 5 лет. Казалось бы, так недавно его сделали. А там уже строится вторая очередь. Значит, есть нужда, есть успех, есть прибыль!

Учитывая временной интервал, который объективно существует в развитии между Челябинском и Екатеринбургом, можно делать вывод, что время пятизвездочных услуг пришло и в наш город. Гостиница становится центром деловой жизни. Она работает в связке с выставочным центром. Получается эффект влияния на все стороны жизни города, включая политическую составляющую.

А аквапарк… Там ведь только часть его представляет водные услуги. Это сосредоточение всех видов досуга: и дискотека, и роллердромы, и скалолазание, разные бани. И это тоже все работает на гостиницу, на выставку и на город. Каждый объект «Золотого кольца» настолько продуман, что даже специалисты по маркетингу, которые приезжают к нам из других городов, нашу концепцию не пересматривают. Потому что мы долго над этим работали и создали логичную, грамотную и востребованную модель.

- У вас в Челябинске есть союзники или вы действуете в одиночку?

- У меня огромное количество союзников. У нас патриоты – все. Я не встречал людей, которые бы не говорили: «О! Наконец-то!», в патриотизме большой потенциал кроется, нам все помогают.

- Вы говорите об общественности. А деловые партнеры, бизнесмены?

- Нас поддерживают все, кто нашел в нашем проекте прямую экономическую выгоду. Мы даем работу проектировщикам. Парк офисов начнет строить «Артель С». За строителями тянется стройиндустрия – требуется ведь огромное количество стройматериалов. Металлургические заводы, цементный завод… Нас везде приветствуют. Мы после молла планируем начать строительство торгово-пешеходного моста. И ведем переговоры с челябинцами, которые приобретут помещения в собственность и будут там делать бизнес.

На каждый объект привлекаем якорных инвесторов и арендаторов. Например, молл. Там будут три якорных арендатора, которые зададут этому моллу формат на высоком уровне, дадут ему свои бренды. Торговля в палатках и на раскладушках там уже не пройдет. Это киносеть, это гипермаркет, это сеть фастфудов. Но будут условия – ты можешь купить этот бутик и заниматься реализацией товара, но это должны быть товары высокого класса. Это должен быть известный бренд, на который предприниматель должен иметь франшизу. И он должен поддерживать тот уровень бизнеса, который ему задаст управляющая компания.

- Кто-то в Челябинск придет с фаст-фудом? Или городу осталось довольствоваться одним «Гриль-мастером»? Кто?

- Не скажу. Мы будем это развивать, но развитие таких вещей как фаст-фуд всегда зависит от ментальности потребителей. У нас люди не очень любят ходить по заведениям с быстрым питанием.

- Вы считаете, что «Макдональдс» здесь особо никто не ждет?

- Я думаю, «Макдональдс» популярен, потому что это легенда. Но если говорить о сети фаст-фудов, должна сформироваться культура потребления. Самое важное - это общение. А формат общения за чашкой кофе зависит от темпа жизни. У нас в Челябинске он медленный. Как только темп жизни ускорится и достигнет критической величины, у людей не будет времени, чтобы ехать в обеденный перерыв домой. У них появится достаточное количество денег, чтобы сходить в ресторанчик и нормально пообедать. Плюс деловые встречи. Это логика развития во всем мире, и так будет в Челябинске. Мы половину времени будем проводить в ресторанах и кафе. Может быть, дико звучит, но в Москве оно так и происходит. Для этого должны быть деньги.

Воплощение всех этих планов по «Золотому кольцу» даст городу 20 тысяч новых рабочих мест. Высокооплачиваемых рабочих мест! Работа в хорошем ресторане или развлекательном центре, не секрет, оплачивается лучше, нежели где-то в подворотне или в неприспособленном помещении. Следовательно, это благотворно скажется на всех сферах жизни города, потому что каждый вложенный рубль возвращается через зарплату, оплату разного рода услуг.

- Как у «Энергоинвеста» происходил поиск инвесторов? Были ли сложности?

- Начнем с того, что я и близкие мне товарищи вкладываем свои деньги. Все, что связано с проработкой идеи, с созданием концепции, с отводом земельных участков, все, что делается до стадии начала строительства - делается за личные мои деньги. Мы играем в этом проекте двоякую роль. Мы продвигаем этот проект, и мы выступаем также соинвесторами. В результате, наша задача - довести долю «Энергоинвеста» в каждом объекте до 30 процентов. Это та доля, которая позволяет иметь стабильный доход с каждого объекта и диверсифицирует риски. Вторая задача – реально участвовать в управлении объектами. Мне бы не хотелось, чтобы завтра на месте этого прекрасного бизнес-центра появилось неизвестно что.

Я испытывал одну, но очень существенную трудность. Она связана с отсутствием в Челябинске подготовленных кадров по продвижению проекта. У нас есть опыт в промышленности, но он неприменим к тому, что делаю я сейчас. В итоге мне удалось создать команду. На сегодняшний день я обладаю этой ценностью – обученным коллективом. Теперь, когда проекты проработаны, когда экономическая эффективность подтверждена, когда они обрели легитимную документальную базу - начинается работа на объектах. И любые инвесторы, которые заинтересованы, сами приходят к нам - «Формула кино», сеть магазинов «Патэрсон» и другие. И сейчас уже мы сами выбираем, кто из инвесторов нам больше подходит: у кого лучше условия, кто нам даст больше свободы в управлении объектом.

Когда спрашивают откуда деньги, на заднем плане вопроса -а не криминальный ли это капитал? Я заявляю: никогда ни я, ни «Энергоинвест» ничего общего не имели с криминалом. Мало того, мы принципиально не сотрудничаем с людьми, которые, предлагают нам полукриминальные деньги, мы дорожим своей репутацией. Потому что репутация - это вещь, которую очень трудно создать и очень легко потерять.

- Иностранные инвесторы принимают какое-то участие в строительстве «Золотого кольца»?

- На аквапарк у нас даже подписан контракт на финансирование. Но есть ряд проблем, которые требуют времени и терпения.

- Сложно общаться?

- Они уже не так боятся России. Они подвержены моде. У них сейчас резко растут инвестиции в Китай. Почему? Потому что там лучше обстоит дело с правами человека? Нет. Там людей на стадионе расстреливают пачками каждый день, публично, это по ТВ показывают. Там лучше дело обстоит по экологии? Нет. Там даже коммунистическая партия до сих пор властвует. Однако прямые иностранные инвестиции в Китай в прошлом году составили 60 миллиардов, а в Россию - 5 с хвостиком.

Думаю, здесь собака зарыта в геополитике. Наступает время, когда капитал массово двинется в Россию. Тем не менее, у нас ведь только три объекта, куда мы считаем нужно привлекать иностранный капитал. Как только возможность появится, мы сложим все предпосылки, которые имеются, и мы эти объекты здесь запустим.

- А что еще, кроме денег, может вам помочь осуществить программу «Золотое кольцо»?

- Думаю, нужна ярко выраженная политическая воля. В первую очередь властных органов. Потому что пока она не оформлена каким-то публичными заявлениями, либо программами, принятыми в области или городе. И это сдерживающий фактор для «Золотого кольца». Потому что люди интересуются, как обстоит дело с административным ресурсом, и мы, не лукавя, говорим, что проект поддерживается администрациями, но никто не делал на этот счет политических заявлений. В России это необходимо…

- То есть власти одобряют?

- Да, не участвуя напрямую, оказывают поддержку. Мы понимаем, насколько это важно в условиях нашей страны. Это «там» не важно – здесь без этого нельзя…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления