ѕортрет покупател€ глазами продавца: денег мало — претензий много

‘едеральные торговые сети продолжают активную экспансию в „ел€бинск. «ћагнит» и «ѕерекрЄсток» зан€ли магазины местной сети «ѕроспект», на —еверо-«ападе заработал второй «јшан», а в подземный комплекс «Ќикитинский» спустилась «ѕ€тЄрочка». ѕри этом большинство продуктовых ритейлеров отмечает снижение своих доходов, а покупателей называют бедными гедонистами с завышенными требовани€ми к сервису и качеству товаров. –ассказываем, почему сети бо€тс€ «јлибабу» и «јлиэкспресс», зачем хот€т всЄ знать о покупател€х и на каких работников готовы потратить кучу денег.

Ѕедные, но требовательные

 аждый п€тый работающий росси€нин зан€т в торговле. Ёта довольно крупна€ отрасль несырьевой экономики, она даЄт 11% всех налогов в бюджет. ј если учесть, что в магазины ходит каждый из нас, то торговлю можно смело назвать барометром настроений и экономического благополучи€ людей. ѕо последним данным, оборот рынка торговли продолжает расти. Ќеужели кошельки народа пухнут от денег, а жить становитс€ лучше и веселей?

ѕокупатели не готовы миритьс€ с растущими ценами...

— ѕоследние п€ть лет подр€д реальные денежные доходы населени€ не растут. ¬ первом квартале 2019-го они оп€ть драматически снизились. ѕохоже, мы уходим на шестой год падени€ либо стагнации, — говорит генеральный директор агентства «Infoline-јналитика» ћихаил Ѕурмистров. — ѕочему тогда не упала торговл€? «десь всЄ просто. ¬ прошлом году наши потребители серьЄзно увеличили кредитный портфель. ”же сейчас на каждого жител€ страны приходитс€ 100 тыс€ч рублей кредитов, а если вычесть младенцев и пенсионеров, то получитс€ 250 тыс€ч рублей и выше.

–ечь идЄт о серьЄзной долговой нагрузке — больше, чем три–четыре мес€чных дохода. » хот€ официально говоритс€ о 15% невозврата кредитов, на самом деле показатель гораздо выше, указывает эксперт. —амое печальное — доходы потребителей не растут, и не видно, за счЄт чего они могли бы вырасти. Ћюди ход€т в магазины с одним и тем же количеством денег, ищут более привлекательные цены и интересные промоакции, выбирают более качественную услугу.

...но занимают очереди в дешЄвый «јшан»

— Ќаши, российские, покупатели — очень требовательные. Ёто так называемые бедные гедонисты. ” них растЄт закредитованность. Ѕогатыми они не станов€тс€, но при этом не снижают своих требований. ј порой даже повышают — и к качеству продуктов питани€, и к форматам покупок, — отмечает ћихаил Ѕурмистров. — ѕотребитель сейчас бросает серьЄзный вызов ритейлерам. ¬ ≈вропе, например, таких требований к сервису и такой конкуренции при ограниченном предложении продуктов ещЄ нужно поискать.

«“орговцы поневоле»

ѕо словам главы јссоциации компаний розничной торговли (ј ќ–“) —ерге€ Ѕел€кова, ритейл зажат в «рыночных ножницах». — одной стороны, торговл€ испытывает давление от производителей, с другой — еЄ подпирает неготовность потребител€ принимать новые цены. Ќу и, конечно, подливают масла в огонь бесконечные инициативы депутатов. “о бонусы отмен€т, то наценку ограничат, то врем€ работы магазинов пропишут.

¬ таких услови€х первыми под удар попадают региональные игроки рынка розничной торговли.

«ѕроспект» сдулс€ в прошлом году

— Ѕольшинство из них никогда не было профессиональными ритейлерами. Ёто владельцы недвижимости, которые занимались каким-то бизнесом, получили площадки и стали их использовать под торговлю, — объ€сн€ет ћихаил Ѕурмистров. — ¬се пошли в ритейл, и они пошли в ритейл. Ќи профессиональных знаний, ни команды у них не было — так сказать, «ритейлеры поневоле».  онечно, они уступают тем, кто профессионально занимаетс€ торговлей. ћожно вспомнить сеть « упец», корпорацию «√ринн», котора€ сейчас в непростой ситуации. ћногие весьма заметные на местном уровне игроки ушли с рынка.  то-то закрыл бизнес, кто-то сдал площади в аренду другим ритейлерам.

Ёксперт привЄл в пример владельцев торговой сети «—едьмой континент». ¬ столице ёжного ”рала этому ритейлеру принадлежал гипермаркет «Ќаш» в “–  «√орки», закрывшийс€ несколько лет назад. ј самый €ркий пример замены местных игроков федералами — ситуаци€ с чел€бинской сетью «ѕроспект», чьи магазины прекратили работу в прошлом году. Ѕольшинство торговых точек сдали в аренду сети «ћагнит», на месте некоторых магазинов по€вилс€ «ѕерекрЄсток».

ѕо словам эксперта, в конечном итоге така€ ситуаци€ плохо сказываетс€ и на поставщиках, и на потребител€х, и в целом на рынке. Ќедавно на III медиафоруме јссоциации компаний розничной торговли (ј ќ–“) озвучили рейтинг крупнейших ритейлеров. ¬ первую тройку вошли X5 с выручкой 1,5 триллиона, «ћагнит» — 1,2 триллиона и «Ћента» — 413,6 миллиарда рублей.

„ел€бинска€ сеть слишком бурно росла — еЄ заметили

—  онкуренци€ сильна€. ѕо большому счЄту, смогли вырасти только ’5 и «ћагнит», которые открывали много магазинов. ѕри общем росте продовольственной розницы на п€ть процентов целый р€д игроков — «ќкей», ћеtrо, «јшан» — до этого уровн€ не дот€нулс€. ” «√лобуса», «ћонетки» и «ƒикси» рост на уровне рынка, — перечислил ћихаил Ѕурмистров. — » только одна компани€ демонстрирует фантастические темпы роста — это « расное&Ѕелое». ¬ыручка « &Ѕ» в 2018 году выросла на 40%, составив 301 миллиард рублей, и сеть впервые вошла в п€тЄрку крупнейших по обороту российских ритейлеров.

—ейчас все наблюдают, как происходит объединение «ƒикси», « &Ѕ» и «Ѕристол€». ћного шума наделала интрига с покупкой сети «Ћента». √онка в крупном ритейле продолжаетс€. », по прогнозам экспертов, лидеры будут только укрупн€тьс€.

„ем опасна «јлибаба»

≈щЄ недавно торговые сети соревновались, кто построил больше гипермаркетов и на сколько квадратных метров увеличил прирост торговых площадей за год. —ейчас рынок торговли переживает новый этап развити€, и количеству метров уже не придают сакрального значени€. ¬о многих регионах уровень насыщенности торговыми площад€ми уже достаточный.

X5 и «ћагнит» открыли больше всех магазинов в прошлом году

— ѕотребитель выбирает товары, использу€ все доступные каналы, — смартфоны, компьютеры, планшеты. Ќеоб€зательно идти в стационарный магазин, если можно сделать покупку в пару кликов, лЄжа на диване, — говорит глава ј ќ–“ —ергей Ѕел€ков. — —ети конкурируют не только и не столько между собой, сколько с онлайн-торговлей. Ёто мировой тренд развити€ торговли. ¬з€ть ту же китайскую «јлибабу»: еЄ капитализаци€ — 500 миллиардов долларов. ќна активно инвестирует в IT-технологии, в цифровизацию. «јлибаба» себ€ уже даже не считает ритейлером, позиционирует как IT-компанию. ¬от и нашим ритейлерам надо также активно использовать электронную торговлю.

≈щЄ один серьЄзный конкурент дл€ российских торговцев — площадка «јлиэкспресс». ¬ прошлом году еЄ оборот составил 220 миллиардов рублей, прогноз на этот год — 300 миллиардов. ѕокупки на этом ресурсе делают 20 миллионов жителей –оссии. ћежду тем, с точки зрени€ электронной коммерции, у нашей страны неплохой потенциал. ”дивительно, но, по словам экспертов, насыщенность мобильными устройствам сравнима с японией.

— –ынок торговли сейчас возвращаетс€ к состо€нию, в котором был 100 лет назад, — магазины у дома и персональный сервис, — считает директор по стратегии компании «Ћента» ƒмитрий Ѕогод. — “олько индивидуальный подход теперь достигаетс€ эффективным использованием IT-решений и программами ло€льности. ¬се компании стрем€тс€ получить больше информации о покупателе, о его предпочтени€х и привычках. Ёто поможет вырватьс€ из промоловушки, когда покупатели покупают товары преимущественно по спецпредложени€м.

ѕока в  итае набирают силу «јлибаба» и «јлиэкспресс», у нас не могут справитьс€ с уличной торговлей

¬ крупнейших сет€х дол€ промо сейчас действительно очень высока — до 50 процентов, подтверждают эксперты. »гроки рынка жалуютс€, что эта «радость потребител€» мешает торговле прогнозировать продажи. ќни станов€тс€ скачкообразными — от акции до акции. ј у покупател€ исчезают последние зачатки ло€льности к той или иной торговой площадке.

 ак поживает торговл€ в „ел€бинске 

¬ апреле стало известно, что в подземном торговом комплексе «Ќикитинский» освобождают место дл€ нового крупного арендатора. ѕо данным 74.ru, сюда заходит федеральна€ сеть «ѕ€тЄрочка». 

¬ феврале стало известно, что компани€ «–одник», принадлежаща€ семье экс-губернатора ћихаила ёревича, скорректировала проект масштабного торгово-развлекательного комплекса. ќн по€витс€ на —еверо-«ападе „ел€бинска. 

ќдноэтажный торговый комплекс «ћэгис» в Ћенинском районе, основные арендаторы которого — мебельщики, выставили на продажу за 110 миллионов рублей.

  лету этого года сеть Metro Cash & Carry реконструирует торговые центры в  опейске и ћагнитогорске. ќбновление св€зано с падением выручки крупнейшего международного игрока.

¬ €нваре выставили на продажу старейший в городе ««елЄный рынок». «а здание площадью шесть тыс€ч квадратных метров и почти гектар земли прос€т 219 миллионов рублей.

¬ладельцы сетей « расное&Ѕелое» (хоз€ин — чел€бинец —ергей —туденников), «ƒикси» и «Ѕристоль» объ€вили о сли€нии компаний в единый бизнес

¬ „ел€бинске выставили на продажу за 100 миллионов рублей скандальный комплекс на јлом ѕоле, получивший народное прозвище «утюг». «дание по€вилось в ходе реконструкции общественного туалета.

¬ августе 2018 года стало известно, что вещевой рынок на перекрЄстке улиц Ѕратьев  ашириных и  ирова помен€ет концепцию.

ѕредприниматели из топ-100 самых богатых горожан пытаютс€ избавитьс€ от торгового центра «–адуга». ќдин из самых дорогих комплексов города с подземным паркингом оценили в 550 миллионов рублей.

¬ марте 2018 года «» ≈ј» сообщила о переносе сроков строительства и открыти€ торгового центра «ћ≈√ј» с гипермаркетом IKEA с 2020 на 2023 год. 

  саммитам-2020 года власти намерены очистить город от незаконных киосков. Ќо пока они одной рукой борютс€ с ларьками, другой превращают „ел€бинск в рынок родом из 1990-х.