¬ам понадобитс€ смартфон со специальным приложением и регистраци€ на «√осуслугах»

„тобы наказать нарушител€, достаточно смартфона или регистратора со специальным приложением — такова концепци€ нового законопроекта, одобренного √осдумой в первом чтении. ¬ случае его окончательного утверждени€ весной система заработает осенью 2019 года и станет головной болью дл€ любителей срезать через сплошную.

Ќа 74.ru нередко присылают такие видео, но при нынешнем законодательстве наказать такого беспредельщика почти невозможно

—читаете ли вы справедливым оштрафовать владельца Hyudai Solaris на основе этого ролика?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершению опроса.
  • ƒа, нарушение грубое и опасное
  • Ќет, нарушение не очевидно
  • Ќет, порочен сам принцип

„то разрешает законопроект

ќн почти уравнивает в правах любительские камеры со специальным приложением и автоматические комплексы фотовидеофиксации.

“ак, дл€ последних сделано исключение в статье 1.5  ојѕ «ѕрезумпци€ невиновности». —тать€ 2.6.1 позвол€ет считать нарушителем хоз€ина автомобил€, если не доказано обратное. «аконопроект распростран€ет эти послаблени€ и на любительские камеры, включа€ смартфоны и видеорегистраторы, проще говор€, позвол€ет штрафовать в заочном режиме без розыска водител€ и составлени€ протокола. 

 ак исключить подтасовки

«Ќародным инспекторам» понадобитс€ смартфон со специальным приложением и регистраци€ на портале госуслуг, но технических подробностей пока нет: дл€ разработки софта отвод€т 180 дней с момента окончательной публикации закона, который ждЄт ещЄ два чтени€.

ќбщие требовани€ к приложению известны — оно должно исключить редактирование изображени€, даты, координат съЄмки.

 акие нарушени€ разрешат фиксировать народным инспекторам

Ёто далеко не весь перечень нарушений. “ак, за рамки выведено нарушение правил благоустройства, например езда и сто€нка на газонах.

Ѕольшинство водителей не считает такой манЄвр серьЄзным нарушением, но формально это проезд на запрещающий сигнал светофора (штраф 1000 рублей или 5000 рублей за повторное)

»з «водительских» статей (глава 12  ојѕ) в перечень попали те, что наказывают за наиболее нагл€дные нарушени€. —кажем, проезд на запрещающий сигнал светофора и езда по встречной полосе в списке есть, а заступ за стоп-линию и неиспользование сигнала поворота — нет.

≈щЄ одно попул€рное нарушение — разворот через сплошную по принципу «никому не помешал»

ћожно будет наказывать за нарушени€ на железнодорожных переездах, нелегальный разворот, езду по встречной полосе или полосе дл€ общественного транспорта, нарушение знаков и разметки. ¬ последнюю категорию попадают, например, повороты из неправильного р€да и через сплошную осевую линию.

Ќесмотр€ на удалЄнность пешеходов, водител€ наказали за проезд перед ними

¬ списке есть непропуск пешехода, а также все виды нарушений правил остановки и сто€нки: не только в зоне действи€ запрещающего знака, но на местах дл€ инвалидов, вблизи переходов и так далее. —ейчас водителей редко наказывают за непредставление преимущества другим водител€м, но народные инспекторы смогут делать и это.

»нтересно, что ко второму чтению список может быть расширен, и одна из статей — это использование мобильного телефона за рулЄм.

ћожно ли послать запись в √»Ѕƒƒ сейчас

ƒа, √»Ѕƒƒ об€зана рассматривать подобные обращени€ граждан, но на практике процедура очень сложна. ѕроблема в проверке достоверности записи, но главное, нынешний закон требует доказать, что за рулЄм был конкретный человек. ƒл€ этого сначала разыскиваетс€ собственник автомобил€, который либо сознаетс€ в соде€нном, либо указывает на другого водител€, которого также нужно разыскать и опросить. “акой путь оправдан в случае серьЄзных правонарушений, но когда речь о 500-рублЄвых штрафах, усили€ €вно избыточны.

«аконопроект позвол€ет по умолчанию считать виновным собственника, оставл€€ ему право возложить ответственность на родственника, знакомого или сотрудника, который был за рулЄм.

  счастью, власти отказались от обсуждаемой ранее идеи лишать прав по запис€м смартфонов.

ћаршрутка и легковушка движутс€, цепл€€ встречную полосу — за это положен штраф 5000 рублей (лишение прав при фиксации нарушени€ камерами не примен€етс€)

√ражданска€ позици€ или стукачество?

Ќовый подход воспринимаетс€ многими в штыки как форма взаимного стукачества. — другой стороны, многие недоумевают, почему √»Ѕƒƒ не привлекает героев скандальных роликов, нарушени€ которых очевидны и бесспорны. ¬ обществе чувствуетс€ как запрос на подобную форму контрол€, так и опасени€ в злоупотреблени€х.

— ƒопустим, € не люблю человека, своего конкурента, и каждый день снимаю, как его машина совершает мелкие нарушени€, — рассуждает таксист ¬алерий. — Ёто месть и стукачество. “ак всЄ и будет. ¬одители — единое братство и должны помогать друг другу, а не кошмарить. ѕредставьте, сколько будет драк и разборок, потому что кто-то кого-то снимал на видео.

Ќепропуск пешехода, который едва не закончилс€ серьЄзной трагедией: мальчика спасла случайность

ѕредставитель комитета по защите прав автомобилистов в —вердловской области ƒмитрий Ћарионов напротив видит больше плюсов:

— Ћюбое повышение веро€тности фиксации нарушени€, тем более произвольным лицом, серьЄзно повышает неотвратимость наказани€ и в долгосрочной перспективе может серьЄзно улучшить правосознание водителей.

ќсторожной позиции придерживаетс€ автоэксперт ёрий ѕанченко:

— „еловек ведь как рассуждает: € сфотографирую нарушител€, и одним дураком на дороге станет меньше. Ќо ведь сн€ть на видео могут и его самого, а ездить по дорогам совсем без нарушений сегодн€ практически невозможно. ѕоэтому нужно иметь в виду, что и автор видео может стать «жертвой» другого автора.

¬ызывает сомнени€ техническа€ реализуемость проекта. ≈сли стационарные камеры фотовидеофиксации снимают участок дороги под определЄнным углом, то любительские записи могут оставл€ть массу серых зон. —порные видео должны отбраковыватьс€, но при массовой обработке, скорее всего, будет работать конвейерный подход с высоким процентом ошибок.

— –иск такой есть, но, на мой взгл€д, постановление должно оформл€тьс€ только в случае, когда правонарушение не вызывает сомнений. ѕридЄтс€ также думать над сервисом, который позволит просматривать видео своих нарушений, — считает ƒмитрий Ћарионов.

–€д нарушений в принципе относитс€ к очень спорным, например, в –оссии до сих пор нет единой и чЄткой трактовки того, что считаетс€ непропуском пешехода на переходе — водител€м выписывают штрафы, даже если пешеход находилс€ в дес€тках метрах от проехавшей машины.

— ћ¬ƒ до сих пор не разработало стандарт на фиксацию этого нарушени€ стационарными камерами, — говорит ёрий ѕанченко. — ¬ случае со смартфонами и регистраторами споров будет ещЄ больше.

ƒмитрий Ћарионов видит также сложности в создании устойчивого ко взломам программного обеспечени€:

— “ребовани€ сформулированы пон€тно, но всЄ же их нужно дополн€ть. ѕодделать видео можно несколькими способами, в том числе с помощью специальных программ, которые заставл€ют смартфон «думать», будто он снимает новое видео, хот€ на самом деле записывает подготовленный ранее ролик с монтажом. —пособы предотвращени€ таких подлогов есть, но они усложн€ют программы.

—уд€ по нынешнему настрою депутатов, законопроект доведут до прин€ти€ уже этой весной, но заработает он в лучшем случае в конце года. », веро€тно, на первых порах нас ждЄт период проб и ошибок, как было и в случае с камерами фотовидеофиксации.

ѕоддерживаете ли вы законопроект о «Ќародном инспекторе»?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершению опроса.
  • ƒа, стопроцентно
  • ѕринцип правильный, но есть вопросы к реализации
  • Ќет, будет слишком много ошибок и споров
  • Ќет, это противоречит традици€м российских автомобилистов

ѕервые обсуждени€ законопроекта о «народном инспекторе» прошли ещЄ два года назад. «а это врем€ он стал значительно конкретнее и реалистичнее.

Ќа 74.ru много лет был аналоги этого проекта — рубрики «Ќарушение мес€ца» и «Ћови маршрутку». ¬ обоих случа€х мы пересылали видео в √»Ѕƒƒ, но до прин€ти€ нового закона штрафовать водителей-частников по видео очень проблематично. „уть проще было с водител€ми коммерческого транспорта, но и здесь дол€ видео с неочевидными нарушени€ми составл€ла около половины.

¬ течение 2019 года количество стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений в „ел€бинске превысит 100 единиц.