¬ –остовской области оторвавшеес€ от фуры колесо повредило боковину и подвеску автомобил€.  азалось бы, как машина может быть «тотальной» после не самого серьЄзного ƒ“ѕ?

Toyota Land Cruiser Prado чел€бинки после двойной аварии получила необычные повреждени€: при умеренном «внешнем» ущербе оказалось, что восстановить автомобиль не могут даже в дилерском центре. “еперь «крузак» скучает на сто€нке, а ездить на нЄм, по словам владелицы јнны, небезопасно. ѕочему ситуаци€ зашла в тупик, разбиралс€ 74.ru.

¬нешние повреждени€ выгл€д€т «косметическими»

Ќе повезло дважды

ѕервое ƒ“ѕ произошло в июне прошлого года в –остовской области. ќтлетевшее от фуры колесо угодило в вереницу машин и некоторые разбило основательно. јнна считала, что еЄ «ѕрадику» ещЄ повезло: он лишь наскочил на колесо фуры и внешне выгл€дел почти целым.

Ќеудачный разворот другого водител€ привЄл к аварии на улице ÷виллинга

¬тора€ авари€ случилась в августе 2018 года уже в „ел€бинске: в Land Cruiser Prado врезалс€ автомобилист, нарушивший правила разворота. Ёпицентр удара снова пришЄлс€ на переднее колесо, правда, другого борта.

јвтомобиль был застрахован по каско более чем на 2,74 миллиона рублей, а цена полиса составила 129 тыс€ч. ¬ обоих случа€х јнна обратилась за компенсацией к страховщику, —јќ «¬— », получив направление на ремонт в дилерский центр «“ойота ÷ентр „ел€бинск —евер» на „еркасской, 19 (входит в группу компаний «јвтомир»). ѕо документам работы выполн€ло ќќќ «ƒерсалиус».

—  ачество ремонта после первого ƒ“ѕ мен€ не устроило, и € обратилась в сервис дл€ устранени€ недостатков. ¬тора€ авари€ случилась в период, когда сервис согласовывал список запчастей, — объ€сн€ет јнна. — —умма обоих ремонтов по документам превысила 600 тыс€ч рублей, которые сервис получил от страховой. ¬торой ремонт зан€л три мес€ца, но во врем€ приЄмки € сразу пон€ла, что с машиной что-то не так.

јнна считает, что накладка бампера окрашена не в цвет кузова, но это не сама€ больша€ проблема

јвтомобиль не держал пр€мую и плохо слушалс€ рул€. –егулировка углов установки колЄс (схода-развала) результата не дала. ѕоследовали многомес€чные разбирательства, и вы€снилось, что у машины повреждена рама — основа несущей конструкции дл€ внедорожников такого типа. ¬еро€тно, причиной столь серьЄзных проблем стал характер ударов: оба раза нагрузка через колЄса и подвеску передавалась на раму.

ћен€ть нельз€ ремонтировать

—амый очевидный вариант — помен€ть раму целиком. Ќо это недЄшево (пор€дка 800 тыс€ч рублей), а главное, в √” ћ¬ƒ „ел€бинской области на запрос јнны дали чЄткий ответ: замена рамы автомобил€ приведЄт к утрате нанесЄнного заводом-изготовителем номера, что сделает любые регистрационные действи€ невозможным. јварии, в которых повреждаютс€ номерные детали, вообще очень коварны и часто привод€т к фактическому списанию автомобил€.

ƒругим вариантом был ремонт рамы, причЄм страхова€ компани€ не отказывалась оплатить эту процедуру. Ќо проблема оказалась в другом.

√енеральный директор ќќќ «ƒерсалиус» в официальном ответе јнне указал следующее: «»нформируем ¬ас о том, что ќќќ "ƒерсалиус" не располагает необходимым оборудованием, позвол€ющим выполнить ремонтные работы по исправлению дефекта рамы, за исключением еЄ замены».

— ќни предложили мне услуги сторонней организации, котора€, как оказалось, занимаетс€ ремонтом грузовой техники, — рассказывает јнна. — я позвонила туда и спросила, могут ли они вз€тьс€ за ремонт легкового автомобил€, на что мне ответили, мол, за ваши деньги возьмЄмс€ за что угодно, но гарантировать результат не можем, потому что не наша специализаци€.

ѕосле аварий не удаЄтс€ выставить правильные углы развала и схождени€ колЄс, что также вли€ет на управл€емость

“акой подход не вызвал у јнны довери€, в том числе из соображений безопасности: «крива€» или плохо отремонтированна€ рама нарушает управл€емость автомобил€ и снижает пассивную безопасность.

— ¬ыеду € с ребЄнком, а рама сложитс€, и что? — рассуждает јнна. —  огда € спросила, не развалитс€ ли автомобиль после их ремонта, в этой «грузовой» конторе мне ответили: ну, до первого ƒ“ѕ он у вас дот€нет.

ƒиагностика на стенде показала, что контрольные точки рамы «ушли» на несколько миллиметров

¬ итоге автомобиль «завис» в сервисе на „еркасской до конца 2018 года. ”же в €нваре јнну уведомили, чтобы она забирала машину как есть, то есть без ремонта.

— ќни сказали: «¬ы нам уже надоели», — объ€сн€ет она. — ћашину € прин€ла, в акте указала все претензии, в том числе насчЄт внешнего ремонта, потому что и он сделан неудовлетворительно. Ќа машине € ездить не могу — страшно. јвтомобиль на эвакуаторе доставили на сто€нку, где он находитс€ по сей день. я не понимаю такого отношени€ к клиенту, который купил у них автомобиль и регул€рно отдавал по 30 тыс€ч рублей за техобслуживание. 

ѕовреждение VIN — т€жЄлый случай

≈сть мнение, что рамы автомобилей такого типа в принципе не поддаютс€ сложному ремонту по технологи€м, которые одобрены производителем. ƒругими словами, выполнить ремонт можно «гаражными» способами, при которых клиент берЄт на себ€ все риски.

ѕри отсутствии технологий ремонта и возможности заменить раму автомобиль может быть признан «тотальным». ¬ этом случае страхова€ компенсирует клиенту указанную в договоре сумму за вычетом стоимости годных остатков, либо же забирает его дл€ последующей реализации по част€м, возмеща€ клиенту полную сумму.

¬ отделе урегулировани€ убытков компании —јќ «¬— » предварительно сообщили, что оснований дл€ признани€ автомобил€ «тотальным» нет, поскольку рама, по заключению дилерского центра, поддаЄтс€ ремонту. ƒл€ более детальных разъ€снений с редакцией пообещали св€затьс€ позже.

”знать точку зрени€ дилерского центра «“ойота ÷ентр „ел€бинск —евер» также не удалось: звонки в компанию в течение недели заканчивались либо обещанием перезвонить, либо просьбой направить письменный запрос по электронной почте, который пока осталс€ без ответа. –уководитель сервиса ќќќ «ƒерсалиус» сказал, что не уполномочен комментировать ситуацию, котора€ €вл€етс€ внутренним делом компании. ћы готовы отразить видение проблемы руководством дилерского центра сразу же после получени€ комментариев.

÷вет бампера отличаетс€ от цвета кузова: впрочем, такое случаетс€ частенько

ƒл€ самой јнны ситуаци€ выгл€дит тупиковой: страхова€ ссылаетс€ на возможность ремонта, но дилер за него не берЄтс€, предлага€ подр€дчиков, которые не специализируютс€ на легковушках.

— —итуации с повреждением номерных агрегатов всегда очень сложны и потенциально конфликтны, — отмечает автоюрист Ћев ¬оропаев. —  ак правило, здесь нужно искать компромисс и договариватьс€ с дилером и страховой компанией.

Ќо отношени€ јнны с дилером зашли в тупик в том числе из-за еЄ недовольства качеством «внешнего» ремонта:

— ћы составили целый список претензий, например облицовка переднего бампера окрашена не в цвет кузова, на правом переднем крыле — скол, датчики парковки не окрашены и так далее, — рассказывает она. — ј когда € забирала автомобиль, они зачем-то написали мне дату приЄма 31 августа, хот€ на самом деле это было 16 августа, и только когда € пригрозила вызвать полицию, выдали информационное письмо, подтверждающее дату приЄма на ответственное хранение 16 августа.

јнна недовольна наличием сколов на отремонтированных детал€х

„то делать в такой ситуации?

— Ќужна независима€ экспертиза, котора€ покажет, что автомобиль не подлежит восстановлению, если это так, — полагает Ћев ¬оропаев. — ѕосле этого в страховую компанию направл€етс€ досудебна€ претензи€, и если она не удовлетворена, можно подавать в суд. Ўансы доказать правоту в суде высокие, другое дело, что это потребует времени и сил, поэтому изначально проще договоритьс€.

Ёксперт также считает, что если два выполненных ремонта на общую сумму свыше 600 тыс€ч не устранили проблемы, впоследствии страхова€ может вернуть эту сумму с дилера, если подобное предусмотрено услови€ми их соглашени€.

ёристы јнны организовали экспертизу автомобил€ с целью установить, поддаЄтс€ ли он ремонту или €вл€етс€ «тотальным», после чего она намерена взыскивать ущерб в судебном пор€дке со страховой компании, возможно, с привлечением дилера в качестве соответчика.

ћы готовы привести в статье точку зрени€ дилерского центра и страховой компании: контакты наших журналистов есть в их распор€жении.

¬ладельцу другого спорного Land Cruiser, который три года просто€л на чел€бинской штрафсто€нке, автомобиль вернули после вмешательства прокуратуры. 

¬ладелица KIA Sportage предъ€вила претензии чел€бинскому дилеру за «протекающий потолок».

ј чел€бинцу, новые шины которого взорвались в шиномонтаже, вернули деньги.