Авто подробности Отмороженные цены: резкое подорожание бензина объяснили нюансами соглашения с нефтяниками

Отмороженные цены: резкое подорожание бензина объяснили нюансами соглашения с нефтяниками

Разбираемся, почему стоимость топлива растёт, несмотря на договорённости игроков рынка и властей

С начала года стоимость бензина в Челябинске повысилась на АЗС «Башнефть» и «ЛУКОЙЛ». Держат цены «Газпромнефть» и ООО «Регион», но эксперты не исключают, что это временно

В январе автомобилисты обнаружили подорожание топлива на многих АЗС Челябинска, хотя за пару месяцев до этого власти широко разрекламировали соглашение с ведущими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин. Почему они «разморозились» и нарушает ли это правила игры, разбирался 74.ru.

Бензин АИ-92 прибавил в среднем 65–70 копеек за литр, АИ-95 — до 76 копеек, а дизтопливо — до 80 копеек за литр, что наложилось на его существенное подорожание в конце осени.

Для примера, бензин АИ-95 «Евро» на АЗС «ЛУКОЙЛ» на улице Братьев Кашириных в конце прошлого года стоил 44,45 рубля за литр, и эта цена держалась с момента предыдущей заморозки в июне. Сейчас его стоимость — 45,21 рубля за литр.

По данным антимонопольной службы, стоимость бензина в Челябинске не менялась на АЗС «Газпромнефть-Центр», а также на заправках независимой сети ООО «Регион». Газета «Коммерсант» пишет, что подорожание в этих же пределах, на 65–80 копеек, произошло и в других регионах России.

Такой темп повышения цен является весьма чувствительным для россиян. Например, средний рост стоимости топлива за предыдущие 10 лет составлял около двух рублей в год.

Не является ли это нарушением соглашения, заключённого между ВИНКами и правительством в ноябре? В Челябинском управлении ФАС объяснили, что контролируют уровень цен на АЗС крупных нефтяных компаний в еженедельном режиме, а у независимых продавцов — в ежедневном. Специалисты антимонопольной службы ищут признаки согласованного изменения цен или их монопольного повышения, но эта работа ведётся постоянно и прямого отношения к упомянутому соглашению не имеет. Но собранная информация отправляется в центральный аппарат ФАС России, который уполномочен проверять в том числе выполнение ВИНКами взятых обязательств.

Но и там не видят признаков нарушения: начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин пояснил, что в относительных величинах рост цены топлива в регионах России, включая Урал, составил 1,7%, а упомянутое соглашение допускало такое повышение для компенсации роста НДС.

В Челябинской области рост цен на топливо за первую неделю года колебался в пределах 1,54–1,71%. По мнению экспертов, не все АЗС воспользовались этим правом в первые дни года, но, вероятно, в течение месяца мы увидим повсеместное повышение.

А что дальше? В теории цены должны замереть на этом уровне, и дальнейшее повышение возможно только на величину инфляции. За последние пять лет среднемесячная инфляция в России составляла около 0,7%, и если эта величина не изменится, в феврале топливо должно прибавить не более 30–35 копеек за литр.

Розничные цены медленно растут, а вот оптовые в конце декабря резко просели, что позволило нефтяным компаниям как следует «залить баки» недорогим топливом, продавая его теперь по выгодным для них ценам

Парадоксально, но фиксирование цен отнюдь не пошатнуло благосостояние нефтяников: правительство установило планку для мелкооптовой и розничной цен, например, в Челябинской области первая не может превышать 54,9 тысячи рублей за тонну (с поправкой на разрешённое повышение в 1,7%). Но оптовые цены на топливо в конце декабря серьёзно упали из-за дешевеющей нефти, например, бензин АИ-95 на бирже СПбМТСБ подешевел на 17% — до 38,8 тысячи рублей за тонну. При этом компании активно затоваривались топливом, и биржа реализовала рекордные объёмы нефтепродуктов.

На это ранее нам указал эксперт «Независимого топливного союза» Сергей Божко:

— При столь серьёзном падении цены нефти и сокращении экспортной маржи экономически обоснованная стоимость топлива могла быть ниже рублей на пять, но установленный правительством уровень мелкооптовых цен позволяет компаниям получать дополнительные доходы.

Впрочем, есть и обратная сторона: с 1 января в России произошло самое масштабное повышение акцизов на топливо, например, для бензина АИ-95 они возросли с 8,2 до 12,4 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литр это эквивалентно прибавке порядка 3 рублей за литр, поэтому до заключения соглашения с ВИНКами были обоснованные подозрения, что в январе цена бензина АИ-95 приблизится к 50 рублям за литр.

Относительная стабильность цен на топливо гарантирована соглашением до марта 2019 года, но ситуация может снова обостриться весной, когда нефтяные компания захотят отыграть повышение акцизов — сейчас их аппетиты умерили компенсационными механизмами.

Бензиновый кризис начался в апреле–мае прошло года, когда топливо скачкообразно подорожало на 3,5 рубля за литр. Ещё сильнее прибавил пропан-бутан, цена которого возросла почти в полтора раза и продолжила увеличиваться летом: если год назад он стоил в районе 14 рублей за литр, то сейчас — порядка 23 рублей за литр и выше.

Чтобы погасить недовольство людей, правительство отказалось от очередного этапа повышения акцизов и снизило их. Однако этот «дисконт» компенсирован сейчас, наложившись на плановый рост акцизов с 1 января 2019 года, что и привело к их рекордному скачку.

Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления