¬ серьЄзных ƒ“ѕ большую часть страховой выплаты формирует стоимость запчастей: в декабре еЄ подн€ли

–оссийский союз автостраховщиков (–—ј) проиграл в ¬ерховном суде –оссии спор с антимонопольной службой и подн€л стоимость запчастей дл€ восстановительного ремонта по ќ—ј√ќ. —траховые выплаты, рассчитанные по новым ценам, должны вырасти ещЄ до Ќового года. ¬ыгоднее ли стало битьс€, разбиралс€ 74.ru.

—правочный рост

— 2014 года при расчЄте ущерба от ƒ“ѕ страховщиков об€зали пользоватьс€ так называемым справочником –—ј, в котором содержитс€ информаци€ о ценах полумиллиарда запчастей, а также о стоимости нормо-часов и расходных материалов.

¬ 2016 году ‘ј— “атарстана обнаружила расхождение цен в справочнике с реальными, в том числе из-за особенностей регионального ценообразовани€: в отдельных област€х стоимость конкретных деталей отличалась почти в полтора раза.

— Ѕыла зат€жна€ т€жба, суды первых инстанций встали на сторону –—ј, но в 2018 году ¬ерховный суд признал окончательную правоту ‘ј—, — комментирует автоюрист Ћев ¬оропаев. — ¬ материалах дела указано, что –—ј занижала стоимость запчастей, по сути, использовала оптовые цены, тогда как едина€ методика расчЄта предполагает учЄт розничных цен.

¬ декабре –—ј скорректировал стоимость запчастей под требовани€ службы, правда, сделал это весьма непрозрачно: в союзе указывают средний рост стоимости на 6,5%, который «размазан» по всему диапазону позиций. Ёто значит, что какие-то цены могли остатьс€ без изменений, тогда как другие возрасти сильнее 6–7%.

—танет ли эффективнее ќ—ј√ќ

—ам по себе справочник –—ј — весьма сложна€ и местами курьЄзна€ база данных, с которой нельз€ познакомитьс€ с нагл€дном виде: информаци€ о цене даЄтс€ по запросу, включающему каталожный номер запчасти.

—тоимость двигател€ дл€ 15-летней Toyota Corolla, указанна€ в справочнике –—ј, изр€дно удивила

–ади интереса мы узнали справочные цены дл€ Toyota Corolla 2004 года выпуска и обнаружили кое-что интересное. ѕоначалу всЄ выгл€дело реалистично: передн€€ и средн€€ кузовные стойки оценены в 13,4 и 11,7 тыс€чи рублей. Ќо если передний бампер стоит 4 тыс€чи, задний почему-то оценЄн почти в 12 тыс€ч.  апот стоит 8,4 тыс€чи, правое переднее крыло — 3 тыс€чи, права€ передн€€ дверь — около 10 тыс€ч.

—редн€€ стоимость мотора дл€ такой Toyota превышает 800 тыс€ч рублей

Ќо больше всего поразила цена двигател€ (номер позиции 190000D140) — 826 тыс€ч рублей. Toyota Corolla этого года в зависимости от комплектации и состо€ни€ оцениваетс€ в 300–380 тыс€ч рублей. “о есть даже с применением максимального коэффициента износа (0,5) компенсаци€ за уничтоженный мотор превысила бы стоимость автомобил€. –азумеетс€, на практике такие выплаты не осуществл€ютс€ — урон признают тотальным. Ќо этот пример иллюстрирует превратность цен в справочнике –—ј.

ќдин из представителей страхового бизнеса подтвердил нам это обсто€тельство:

— Ќа некоторые запчасти цены откровенно занижены, поэтому сервисам не хватает на полноценный ремонт с использованием новых деталей. Ќо по другим позици€м цены абсурдно высокие, что создаЄт проблемы уже дл€ страховых компаний, в том числе потому, что об этих особенност€х знают страховые мошенники и пользуютс€ этим.

„аще всего в авари€х страдают бамперы и прилегающие к ним элементы

Ќо в этой ценовой неразберихе, возможно, скрыт некий умысел: например, двигатель в сборе не относитс€ к попул€рным позици€м при ремонте по ќ—ј√ќ.  уда больший спрос приходитс€ на бамперы, крыль€, фары и тому подобное. ѕоэтому средние «по больнице» 6,5% повышени€ можно раскидать на непопул€рные позиции, оставив стоимость востребованных запчастей на прежнем уровне.

— –—ј, по сути, €вл€етс€ представителем страхового сообщества и в определЄнном смысле монополистом, поэтому сформированный им справочник сделан с учЄтом интересов страховых, — считает Ћев ¬оропаев.

Ёксперты отмечают, что даже честный рост стоимости на 6,5% не привЄл бы к заметным изменени€м — две трети этой величины съест средн€€ инфл€ци€. ј на самом деле подорожание запчастей прив€зано к курсам валют, которые с начала года выросли почти на 18%.

 роме того, сумму выплат существенно снижает коэффициент износа: он примен€етс€, если владелец подержанной машины забирает компенсацию деньгами. ¬еличина коэффициента зависит от возраста автомобил€, но не может быть ниже 50%.

≈сли же клиент выбрал «натуральное возмещение», коэффициент износа не учитываетс€, но возникает друга€ проблема: автосервис об€зан использовать только новые детали, поэтому заниженные цены в справочнике –—ј делают ремонт невыгодным. » тогда у автосервисов по€вл€етс€ мотив идти на разнообразные уловки, тем более сроки ремонта жЄстко оговорены в законе.

 стати, средн€€ выплата по ќ—ј√ќ в 2018-м упала до 66 тыс€ч рублей, что на 14% ниже, чем годом ранее. » в целом «автогражданка» стала выгоднее страховым. ѕо данным ÷ентробанка, если год назад они платили на 20% больше, чем собирали, то теперь ситуаци€ зеркальна€: сборы превысили расходы на ту же величину. » всЄ-таки страховые лоббируют очередное повышение тарифов, пусть и в не€вном виде.

„то ждЄт ќ—ј√ќ

јнонсированна€ ещЄ весной реформа ќ—ј√ќ предполагает рост максимальной цены полиса на 20%. ¬ласти не стали зат€гивать гайки в сент€бре, но на дн€х ÷ентробанк всЄ-таки утвердил новые тарифы.

—ам ÷ентробанк оценивает средний рост цены полиса всего на 1,5%, а –оссийский союз автостраховщиков, по данным газеты « оммерсант», прогнозирует прибавку в 5% (или +300 рублей к полису). ѕо замыслу регул€тора, основной рост тарифов затронет проблемных водителей с низким опытом и аварийной предысторией, тогда как за «хороших» клиентов страховые будут боротьс€, снижа€ цену полиса.

 оридор тарифов в самом деле расширили и вверх, и вниз, например, если сейчас дл€ владельца 105-сильного Ford Focus в „ел€бинске стоимость ќ—ј√ќ составл€ет 8,6–10,4 тыс€чи рублей (без учЄта  Ѕћ), то по новым правилам его можно выбрать из диапазона 6,9–12,5 тыс€чи рублей. ¬прочем, будут ли страховые активно демпинговать, покажет практика.

Ќовые тарифы вступ€т в силу не ранее следующего года.

ќт проблем с ќ—ј√ќ никто не застрахован

¬ ближайшее врем€ провер€ть наличие полиса ќ—ј√ќ начнут комплексы фотовидеофиксации. Ўтраф за проезд под камерами дл€ автовладельца без полиса составит 800 рублей.

„естный способ экономии на ќ—ј√ќ — контроль своего коэффициента бонус-малус ( Ѕћ).

ѕользу€сь европротоколом, не забывайте о попул€рной уловке страховых.

¬ыплату по ќ—ј√ќ страховые могут вернуть со своего клиента в течение трЄх лет.

ѕри покупке ќ—ј√ќ вам могут предложить... случайную страховую компанию по системе «≈диный агент».

«а использование поддельного полиса можно оказатьс€ на скамье подсудимых.