—наружи кажетс€, что всЄ не так страшно... узко

„то такое несвобода, отчетливее всего понимаешь в свободной ≈вропе. Ќесвободу здесь ощущаешь физически, пыта€сь втиснутьс€ в щель подземной парковки настолько узкую, что инстинктивно прижимаешь локти. «еркало автомобил€ проходит в сантиметре от стены, а взгл€д упираетс€ в табличку «37 евро», котора€ означает то ли суточную плату, то ли штраф в случае отказа платить. Ќу его. ћы п€тимс€ назад, всЄ также прижима€ локти и, на вс€кий случай, вт€гива€ щЄки.

... но изнутри ощущаешь будто вот-вот снимешь скальп со стен. —уд€ по отметинам, прецеденты были

“о, что автомобил€м размером со SKODA Kodiaq в Ѕарселоне и еЄ окрестност€х не очень рады, хорошо понимаешь, отыскав-таки сносную парковку (три евро в час), котора€ выгл€дит тесноватой даже дл€ Daewoo Matiz. ≈сли умудришьс€ встать ровно, не откроешь двери, и наоборот. “ак началось моЄ знакомство с Kodiaq российской сборки, которое, вопреки ожидани€м, прошло в полной интриг и заговоров столице  аталонии. 

„то справа, что слева — впритык. » эта парковка считаетс€ просторной

ѕоэтому камера заднего вида и круговой «парктроник» не €вл€ютс€ здесь излишеством. “ем более свирепые каталонцы даже в пробках притираютс€ так, что парктроник издает зат€жной писк и впадает в кому. ќни бы, наверное, ехали до контакта, но московские номера нашего Kodiaq действуют, как чеснок на вампиров.

Ќаша перва€ цель: храм Sagrada Familia начали строить в 1882 году, а закончат, предположительно, в 2026 году, через сто лет после смерти јнтонио √ауди
 онечно, мы не могли упустить возможность зайти внутрь 

ѕытку теснотой оправдал вид фантастического храма Sagrada Familia, от которого мой напарник исторг речитатив, в наших кра€х означающий восхищение на грани религиозного восторга. “о, что издалека казалось шероховатостью, при ближайшем рассмотрении предстало миниатюрными (в человеческий рост) фресками. √л€д€ на «—аграду», хорошо представл€ешь, как раскалЄнный маховик фантазии јнтонио √ауди наслаивал поверх всЄ новые и новые слои — это произведение сложно назвать зданием, скорее, это выбитое в камне кипение религиозного сна.  оль€ башенных кранов, протыкающих храм примерно посредине, лишь подчеркивают его нечеловеческий масштаб.

Ѕольша€ часть дорог огорожена барьером, но встречаютс€ и заманчивые бреши
ј кругом — лепота и плюс 15 по ÷ельсию

 аталони€ — самый богатый регион »спании, поэтому дороги здесь лишены южного колорита и творческой щербатости. ќни настолько хорошие и настолько платные, что большую часть времени на автомагистрал€х выковыриваешь из зубов хамон и уворачиваешьс€ от лет€щих позади испанцев, которые чт€т лимиты скорости чуть меньше, чем футбольный клуб «Ѕарселона».

ƒороги в »спании прекрасные до такой степени, что аж зло берЄт
Ќо много платных. Ќапример, за 350 километров от Ѕарселоны до ¬аленсии попрос€т 41 евро — более 3000 рублей

 онечно, этой расслабленности добавл€ет и сам Kodiaq, который по шкодовским меркам €вл€етс€ автомобилем м€гким и даже как будто чересчур. Ќа испанских дорогах он едет, задержав дыхание, потому что дл€ вздохов нет ни одной интересной кочки.

ƒаже грунтовки словно утрамбовали катком
Kodiaq здорово скрадывает ощущение скорости, поэтому умный круиз-контроль — совсем не лишнее изобретение

ћы движемс€ в сторону одной любопытной винодельни, упова€ больша€ частью на активный круиз-контроль, который выдерживает разрешенные 120 км/час и самосто€тельно притормаживает перед фурами, да так хорошо, что через пару часов навык тормозить забываетс€ напрочь. ≈динственным неудобством €вл€етс€ его внимание к автомобил€м на полосах дл€ разгона и торможени€, при подъезде к которым он интенсивно тормозит, хот€ преп€тствие находитс€ в трех метрах правее теб€.

Ѕлиз Ѕарселоны много потр€сающих горных дорог, которые убивают жесткие ограничени€ скорости

ћ€гкость Kodiaq хорошо заметна на кружевных серпантинах  аталонских гор. ’от€ по меркам кроссоверов он весьма точен, Octavia и Superb всЄ же интереснее. ” них лучше отклик в начальной фазе и больше злости в ответ на ускорение посреди поворота: если тот же Superb грызЄт асфальт и стремитс€ внутрь, Kodiaq норовит засвистеть шинами и выскользнуть наружу. ”йти вразнос ему не дает система стабилизации, но сам характер автомобил€ не предполагает гонок.

Kodiaq может ехать быстро и резко, но инициативы не про€вл€ет и мало-помалу успокаивает и водител€

Ќе предполагают гонок и каталонские дороги, которые, признатьс€, вынимают душу абсурдными ограничени€ми скорости. Ќу хорошо — абсурдными с точки зрени€ нас, залЄтных. Ќо всЄ-таки от необходимости каждые 200 метров сбрасывать скорость до 40 в душе просыпаетс€ какое-то эпилептическое чувство.

  тому же дотошна€ система навигации Kodiaq отражает лимиты скорости на экране, но принимает знак «–екомендованна€ скорость» за жЄсткое ограничение, что неплохо с точки зрени€ безопасности, но действует на нервы.

—коростные лимиты, впрочем, оправданы: дороги в самом деле провоцируют
Ќевозмутимые велосипедисты так и не уступили

Ќо ограничени€ скорости — это хот€ бы в наших интересах. „тобы вы пон€ли кабальность испанских законов, штрафы в размере 5000–8000 рублей ждут здесь за вождение в шлЄпанцах, езду с локтем на «подоконнике», поедание мороженого или распитие воды за рулЄм. —делано это, дабы под благим предлогом выдоить до нитки туристов, что наводн€ют Ѕарселону с весны по раннюю осень. ѕредставл€ете, какое зловоние подн€лось бы в –оссии, если бы у нас запретили пить за рулЄм воду? Ќе все ещЄ переварили запрет алкогол€, а тут — вода. Ќаверн€ка еЄ употребление гарантировано какой-нибудь статьей  онституции.

ќпределить Kodiaq можно в двух словах с помощью эпитетов «покладистость» и «практичность». ѕервое ты понимаешь за рулЄм, и хорошо это или плохо, зависит от настро€: если в крови ещЄ играют гормоны радости, нужно ждать версию Kodiaq RS. „то касаетс€ практичности, в какой-то момент начинаешь жалеть, что с тобой нет твоих спиногрызов с их самокатами, великами и чемоданом самого необходимого (на два-то дн€...), чтобы щегольнуть багажником на 600 литров. ƒвое мужчин в Kodiaq ощущают себ€ этакими Єжиками в тумане, которые сами не понимают, что им делать с этим пространством вокруг.

¬ечерами атмосфера становитс€ призрачной

≈сли, выбира€ Kodiaq, вы не можете определитьс€ с двигателем, то вот небольшой гид. ћладший 125-сильный мотор €вл€етс€ дефорсированной версией 150-сильного 1.4 TSI, и оба обеспечивают Kodiaq убедительную динамику — разгон до 100 км/час в районе 10 секунд. ќни €вл€ютс€ вполне здравым выбором дл€ автомобил€, который используетс€ преимущественно в городе. ќба мотора относ€тс€ к семейству EA211, которое отличаетс€ от первой генерации мотором TSI весьма существенно.

ƒл€ межгорода предпочтительнее 2-литровый 180-сильный турбомотор, который снимает с времени разгона пару секунд и имеет более «м€систую» середину рабочего диапазона, позвол€€ обгон€ть засыпающих испанских фермеров одним щелчком кнута.

Ќаиболее сбалансированный дл€ –оссии двигатель — 2.0 TSI (180 л. с.) 

„то до дизел€, он оправдан в основном дл€ насто€щих путешественников: по нашим оценкам, окупаемость наступает через 150 тыс€ч километров. ѕри этом динамика дизел€ всЄ же уступает бензиновому варианту, поэтому дл€ –оссии золотой серединой €вл€етс€ именно последний.

 стати, Kodiaq с двухлитровым мотором оснащаетс€ относительно новым семиступенчатым «роботом» DQ500, который за счЄт «мокрого» сцеплени€ м€гкостью старта напоминает классический «автомат», а в остальное врем€ — типичную коробку DSG с еЄ бесшовным характером переключени€. ¬ едва заметной лености, с которой Kodiaq трогаетс€ с места, тоже есть что-то типично «кодиаковское»: все острые углы SKODA оставила дл€ его дизайна, но не характера.

∆Єлта€ лента на доме — символ независимости 

„то касаетс€ свободы, то у  аталонии свои идеалы. ќна кутаетс€ в национальный флаг и грезит независимостью от »спании. «наки сопротивлени€ в виде жЄлтой ленточки видны по всей округе — даже на асфальте автобанов. 

—калы ведут неравный бой с зеленью: такой пейзаж типичен дл€ —редиземноморь€
ќчень мрачный город где-то по пути в винодельню
„асовн€ и кладбище: здесь очень тихо и уединенно, поэтому хочетс€ просто посидеть и забыть о графике
ћногие городки выгл€д€т вот так — безлико. ¬ них мало машин, а под вечер мало и людей, так что атмосфера несколько гнетуща€
“акие здани€ почему-то напоминают мне сказку о „иполлино, хот€ он родом не из этих краЄв
¬стречаютс€ затер€нные в горах особн€ки, должно быть, жутко дорогие. ќдна дорога к ним стоит не меньше самого дома
ј есть и насто€щие замки, но это уже вотчина туристов
Ќо вообще найти фактурное строение непросто, поэтому мы снимали Kodiaq у каждого сара€
»нтригующа€ низина: очень хотелось спуститьс€, но совершенно непон€тно, как
Ћобстеры. »х сожрут на ужин обитатели горных особн€ков 
—тарины здесь не стесн€ютс€, а выставл€ют напоказ. Ќу классно же 

¬нешне  аталонию можно прин€ть за типичную южную страну с густой растительностью и проступающими сквозь неЄ скалистыми мозол€ми. ¬рем€ от времени глаз радует какой-нибудь намоленный особн€к, кладбище или ферма, но в основном архитектура каталонской глубинки лишена пафоса и несколько пр€молинейна. «ажиточность региона выдаЄт обилие добротных каменных домов, один из которых, самый зажиточный, и был нашей целью.

¬инодельн€ Can Rafols, куда мы приехали, описав длинную петлю по  аталонским горам

«десь находитс€ винодельн€ Can Rafols. ѕоражают даже не завод и погреба внутри огромной скалы, которую неутомимо прогрызали целых четыре года. Ѕольше трогает увлечЄнность, с которой сотрудники винодельни рассказывают о своих винах, о том, как они тормошат и н€нчат бутылки, как мнут в руках пробки, как убирают осадок из кавы так, чтобы не допустить еЄ перемерзани€. Ѕудучи за рулЄм, € предвидел всевозможные муки от запрета попробовать вино пр€мо в его колыбели, но из винодельни вышел опь€ненный одними рассказами. ј вождение в таком виде в »спании не возбран€етс€.

ћеста располагают к виноделию и винопитию
¬озраст винодельни особенно заметен на заднем дворе
¬сЄ такое старинное...
...но даже осенью жизнеутверждающее
Ќатюрморт с местными деликатесами 
¬инный погреб, выдолбленный в огромной скале
ќ продукте здесь рассказывают, точно о своих дет€х. » держат также бережно: зреюща€ кава (игристое вино) может рвануть, и беспокоить еЄ понапрасну почему-то там нельз€

  Ѕарселоне мы ехали уже в темноте, когда каталонские магистрали обрели фантастические виды, будто смотришь на лавину падающих красных фонарей. Kodiaq не провоцирует битьс€ за первенство в этом стаде, поэтому мы тошним на разрешенных 120 км/час ближе к правому р€ду, изредка обгон€€ совсем уж медленные фуры.

ѕробка где-то на подступах к Ѕарселоне: дождь, тьма, узкие полосы. ’очу в –оссию 

— каждой новой моделью казалось, что SKODA ищет рецепт идеального семейного автомобил€, но и Rapid, и Octavia, и даже крупный Superb порой слишком потрафл€ли человеку за рулЄм, чтобы выпускать их на горный серпантин. ѕассажиров всегда чуть-чуть укачивало. Kodiaq справилс€ с этой задачей: он не укачивает, а, скорее, расслабл€ет всех в салоне и водител€ в том числе. Ѕольшую часть дороги на нЄм едешь, держа руль одной рукой, а вторую уместив на широкий подлокотник — это в »спании вроде бы разрешено.

Ќа тесте были исключительно машины российской сборки на зимней нешипованной резине, что привносило свой колорит: скользили они довольно-таки рано

  сожалению, осенн€€ волна подорожани€ затронула и Kodiaq. ¬прочем, есть и хорошие новости: в этом году начались продажи автомобилей российской сборки — и в »спании, кстати, были именно такие. ѕоэтому относительно импортируемого самого себ€ Kodiaq подешевел чуть ли не на 800 тыс€ч и стоит теперь от 1,389 миллиона рублей. Ѕольша€ часть комплектаций теперь укладываетс€ в 2 миллиона рублей, от которых в прошлом году прайс только начиналс€.

Ћокализаци€ позволила существенно снизить цену, но осенью началось подорожание, которое, скорее всего, продолжитс€ с Ќового года

ѕарку€ Kodiaq, € всЄ же мысленно скучаю по Octavia и особенно — по Octavia RS. ћожет быть, она идеологически неправильна и, по большому счЄту, не нужна. «ато «эрска» показывает, что семейные люди тоже хот€т человеческих радостей на грани фола. » чуть-чуть за гранью.

јвтомобили в –оссии продолжают дорожать в ускоренных темпах. ¬о врем€ длительного тест-драйва в  азань мы испытывали дизельный Kodiaq. ј тем временем вызов европейским кроссоверам бросаютс€... китайские.