”став от выкрутасов нефт€ных компаний, правительство в приказном пор€дке ограничило цены на горючее

ѕравительство и крупные нефт€ные компании достигли соглашени€, которое фиксирует стоимость бензина до марта 2019 года. ѕо замыслу, это исключит лавинообразный рост цен после резкого увеличени€ акцизов. Ёксперты оценивают нововведени€ дво€ко — неплохой замысел могут испортить нюансы сделки.

„то предлагаетс€

ѕосле майского рывка цен правительство –оссии прин€ло р€д мер, включа€ кратковременное снижение акцизов. ј главное, с июн€ 2018 года рознична€ цена топлива в крупных сет€х ј«— была по сути зафиксирована (с поправкой на инфл€цию). Ќо рост оптовых цен полностью съел маржу, поэтому под ударом оказались независимые сети ј«—.

Ќовое соглашение предполагает фиксирование мелкооптовой цены, от которой отсчитываютс€ два порога. Ќезависимым ј«— разрешено добавл€ть к ней не более 4% сверху.

јрифметика получаетс€ такой: с нового года оптова€ цена бензинов ј»-92 и ј»-95 фиксируетс€ на уровне 53,5 и 56,6 тыс€ч рублей за тонну соответственно. ѕоэтому максимальный уровень в рознице составл€ет 41,73 рубл€ за литр и 44,1 рубл€ за литр.

Ќо это усреднЄнные дл€ –оссии цифры, тогда как дл€ каждого региона установлен свой порог. Ќапример, предельна€ цена бензина ј»-95 в —вердловской, „ел€бинской, Ќовосибирской област€х, в “атарстане и Ѕашкирии составит около 43 рублей. ¬ “юмени и јрхангельской области чуть больше — до 43,8 рубл€ за литр, в –остовской области — свыше 45 рублей за литр, в  рыму — более 48 рублей за литр.

— феврал€ стоимость скорректируют на 1,7% с учетом новогоднего повышени€ Ќƒ— (с 18% до 20%), а затем цена может расти лишь пропорционально инфл€ции, котора€ прогнозируетс€ на уровне 4,3% в год. “о есть примерно по 15 копеек в мес€ц.

ћаксимальные цены €нвар€ даже ниже тех, что существуют сейчас в регионах –оссии 

ѕлюсы и минусы

Ќовое соглашение учитывало интересы независимых ј«—, которые доминируют в количественном выражении: из 25 тыс€ч российских заправок на несетевые приходитс€ пор€дка 15 тыс€ч. ѕоможет ли новый регламент выжить маленьким заправкам?

— »значально владельцы независимых ј«— воспринимали соглашение с оптимизмом, но, как говоритс€, гладко было на бумаге, — рассказывает представитель «Ќезависимого топливного союза» —ергей Ѕойко. — “о, что мы имеем сейчас, по сути ставит крест на независимых ј«—. »значально мы считали оправданной маржу на уровне 9% дл€ всех участников рынка — это тот уровень, который позвол€ет небольшим ј«— нормально выживать. ¬ итоге маржу дл€ крупных ј«— сделали на уровне 5%, а небольшим ј«— разрешили добавл€ть 4% в розничную цену. » получаетс€, что независимые ј«— оказываютс€ в заведомо невыгодном положении, когда их топливо почти на два рубл€ дороже, чем у ¬»Ќ ов.

“еоретически новые правила могут быть на руку мелким ј«—, которые наход€тс€ в удалЄнных районах –оссии, где нет конкуренции с ¬»Ќ ами. »х клиентов четырЄхпроцентна€ прибавка не отпугнЄт ввиду отсутстви€ альтернатив. Ќо возникает друга€ проблема:

— ѕравительство обещает контролировать небольшие ј«—, а мы знаем, как малый бизнес можно задушить проверками. ћы опасаемс€ ситуации, когда чрезмерное регулирование осложнит жизнь ещЄ больше, — считает —ергей Ѕойко.

¬озможен ли дефицит топлива?

 огда речь заходит о госрегулировании цен, поколение людей, заставших поздний ———–, вспоминает времена дефицита. ѕродавать товар по фиксированной стоимости не всегда выгодно, и тогда проще... не продавать.

‘ормально от дефицита страхует р€д механизмов, например, об€зательство нефт€ных компаний поставл€ть на внутренний рынок 17,5% добытого сырь€ и полностью обеспечивать спрос на топливо со стороны независимых ј«—. Ќо дисбалансы всЄ же возможны.

— ¬ данный момент прогнозировать стоимость и доступность топлива очень сложно из-за обили€ неизвестных факторов, — рассуждает —ергей Ѕойко. — ¬ начале года нас ждЄт налоговый манЄвр, который сделает более выгодным экспорт нефти. ≈сли при этом прос€дет рубль и подниметс€ мирова€ цена на нефть, снова возникнет ситуаци€, когда ¬»Ќ и за€в€т о чрезмерной убыточности бизнеса и тем или иным способом попытаютс€ ограничить поставки топлива на внутренний рынок. Ёто может привести или к его дефициту, или росту цен. ћы не исключаем повторени€ майской эскалации, св€занной прежде всего с ограничением поставок на внутренний рынок. Ќо €сности пока нет.

Ќовое соглашение, как ожидаетс€, будет подписано 7 но€бр€. ѕравительство рассчитывает, что оно как минимум не даст €нварским ценам на бензин вырасти скачкообразно.

–езкое подорожание топлива началось в апреле 2018 года. ѕосле р€да мер удалось остановить подорожание и зафиксировать розничную цену. Ёто поставило на грань выживани€ независимые ј«—