—негоболотоход «Ѕурлак» создан дл€ экстремальных условий

я прошу: «¬ысадите мен€ пр€мо здесь, € пофотографирую». «ѕожалуйста», — отвечают. ¬ыпрыгиваю на середину колеи, которую разбередил «Ѕурлак», и ноги медленно, но с аппетитом подъедает тр€сина.

ѕримерно сюда € и спрыгнул

«ј ты траву подгибай вот так, может, не потонешь», — советуют из кузова бывалые. » уезжают.

— единственной кочки, на которой мне удалось усто€ть, «Ѕурлак» выгл€дел примерно так

¬ообще это была дурна€ иде€ насчет «пофотографировать». ѕока «Ѕурлак» месил болото, € искал равновесие на кочке и видел лишь его блест€щую спину, котора€ сверкала то так, то этак. ћои куцые сапоги понемногу заливало сверху.

 огда едешь по болоту, то, что казалось землЄй, выгибаетс€ вдруг волнами
«ј в прошлом году один так прыгнул, по по€с утонул», — делитс€ опытом јлексей ћакаров, создатель «Ѕурлака»

«Ѕурлак» спроектирован дл€ условий  райнего —евера, снегов, льдов, морской воды, а также болот и прочих грунтов, неустойчивых, как наша жизнь.

—уммарна€ ширина пары колЄс — полтора метра, высота каждого — 1,7 метра

—фотографировать его эффектно оказалось сложно, потому люба€ кочка на фоне колЄс высотой с человека кажетс€ не кочкой, а шероховатостью. ћ€систыми, как губы Ёлвиса, шинами он не разбрызгивает лужи, а всасывает их внутрь себ€. „мок — и не остаЄтс€ даже брызг.

ќбшивка кузова — из некрашеного алюминиевого листа
ѕо гр€зи «Ѕурлак» ездит напористо

ќт автомобил€, который напоминает броневик спереди и автозак сзади, ожидаешь неспешности, но на самом деле «Ѕурлак» разгон€етс€ до 60–65 км/час. ѕоскольку сидишь высоко, будто на крыше другой машины, субъективна€ скорость умножаетс€ на полтора.

«ѕотонул?» — думал € тревогой, чавка€ сапогами. Ќет, не потонул

ѕри штурме болот его то и дело кренит, когда один из бортов проваливаетс€ в тр€сину. Ѕолото ма€чит в метре от боковых окон и развЄрнуто почти в анфас. 

¬ такие моменты становитс€ не по себе

— Ќа льду так и бывает: если машина проваливаетс€, то неравномерно, — философски замечает создатель «Ѕурлака» јлексей ћакаров, выворачива€ руль, блокиру€ все три межколЄсных дифференциала и поддава€ дизельной т€ги.

«Ёто вообще не гр€зь», — говорит јлексей. 
ѕросто симпатична€ дорога
≈дешь, куда глаза гл€д€т — это про него
Ќесмотр€ на кажущуюс€ у€звимость, шины низкого давлени€ не бо€тс€ тонких дерев€нных пеньков
≈сли промоина глубже, чем ожидалось, еЄ одолевают вплавь

«Ѕурлак» выползает из ловушек без посторонней помощи, хот€ если мыслить «легковым умом», каждый такой крен провоцирует желание бежать за трактором. ¬прочем, далеко не убежишь — кругом болото.

¬одных преград он не боитс€

 аждое колесо «Ѕурлака» имеет водоизмещение пор€дка 1200 кг, то есть способно удержать на воде «∆игули». ѕоэтому шестиколЄсный «Ѕурлак» сохран€ет плавучесть даже в гружЄном состо€нии, вз€в на борт дюжину человек и две тонны груза.

Ќа плаву «Ѕурлак» покачиваетс€ из стороны в сторону

≈го можно оснастить гребным винтом, но наша машина лопатит воду колЄсами — дл€ небольших переправ этого достаточно. Ќа плаву он тоже то и дело кренитс€.

” этого «Ѕурлака» мотор впереди, что не очень выгодно дл€ плавань€

ѕока мы пересекаем водоЄм, инженеры вспоминают первого «Ѕурлака» (тот был устойчив, как танкер) и рассуждают о плюсах и минусах разных компоновок. Ќапример, «Ѕурлак» на фотографи€х переднемоторный — так он увереннее идЄт по снегу и хорошо управл€етс€. Ќо заднемоторные версии лучше плавают и легче взбираютс€ на край льдины или крутой берег.

»спытательный полигон находитс€ в пр€мой видимости от ≈катеринбурга

¬ окрестност€х больших городов сложно найти вызов дл€ автомобил€, внутри колЄс которого можно проводить экскурсии. ѕоэтому насто€щие испытани€ «Ѕурлаков» провод€тс€ вдали от спальных районов, например, в снегах ѕол€рного ”рала и дрейфующих льдах  арского мор€.

»значально строительством вездеходов јлексей ћакаров занималс€ из личного интереса, и первенцем был «фамильный» автомобиль «ћакар» в многочисленных вариаци€х. «Ѕурлак» заметно крупнее и с начала 2018 года выпускаетс€ мелкосерийно на предпри€тии, которое јлексей создал в ≈катеринбурге. Ќо есть у проекта и друга€ подоплЄка: ћакаров и его команда мечтают добратьс€ на «Ѕурлаке» до —еверного полюса.

— —начала надо вот это дело на рельсы поставить, а потом и о —еверном полюсе можно думать, — говорит јлексей, име€ в виду серийную сборку.

Ќа первом этапе производства сложно заподозрить в этой «теплице» будущий автомобиль
ћелкосерийное производство стапельным методом
Ќа раму креп€т ходовую часть и все агрегаты
ћеморайзер

¬ основе «Ѕурлака» пространственна€ рама из стальных профилей, обшита€ алюминиевыми панел€ми — дл€ снижени€ массы. Ќо всЄ равно набегает под 400 кг одних только листов.

≈го размер становитс€ очевиден в сравнении с обычными машинами, которые ему примерно до глушител€
”азик выгл€дит малолитражкой, а малолитражка — грызуном

ѕо размерам «Ѕурлак» крупнее всего, что встречаетс€ на обычных дорогах. ѕри длине 7,5 метра он в полтора раза больше какой-нибудь Audi Q7, высок (3,2 метра) и очень широк (2,8 метра), что исключает езду по дорогам общего пользовани€.

— ¬ тундре габариты значени€ не имеют, — объ€сн€ет јлексей ћакаров. — ƒл€ транспортировки он частично разбираетс€ и помещаетс€ в стандартную фуру, а когда приехали на место, уже без разницы. Ќа базе стандартной машины шириной 2,55 метра болотоход не создашь — как минимум, такие широкие шины требуют пространства дл€ поворота, плюс мы хотели обеспечить место дл€ комфортной жизни экипажа: они, бывает, в пурге недел€ми вахтуют.

Ќижн€€ часть машины сделана так, чтобы облегчить очистку ото льда

 стати, в этих рассуждени€х о ширине есть отсыл к попыткам оборонщиков создать арктические вездеходы на базе «”ралов» и  јћј«ов: по мнению јлексе€, их конструкци€ изначально не подходит дл€ техники, которой нужно выдерживать водные процедуры в мороз -45 градусов. ¬ том числе из-за невозможности полностью изолировать днище и поставить «нормальные» колЄса. 

ѕлоское днище и просвет больше 70 см

—ама€ впечатл€юща€ часть «Ѕурлака» — его колеса и всЄ, что с ними св€зано. Ќапример, просвет в 70+ см позвол€ет пройти под ним на корточках. ƒавление в шинах регулируетс€ централизованно, причЄм подкачка идет от турбокомпрессора дизел€ Cummins.

»знутри такой подъЄм эффектен: в какой-то момент видишь только небо

Ќапример, при штурме этого косогора давление в колЄсах уменьшили примерно до 0,15 атмосфер, что близко к давлению, которое оказывают на грунт гусеничные машины. ƒл€ езды по рельефу с сильным боковым уклоном (траверсом) есть клапаны, блокирующие переток воздуха из нагруженной шины в «расслабленную».

 олЄса спускаютс€ пр€мо из кабины и также накачиваютс€
Ўины по заказу «¬ездеходов ћакарова» делают в  итае, но рассматриваетс€ и отечественный вариант «¬олжского шинного завода».

Ўины «Ѕурлака» лишены мощных грунтозацепов, но јлексей считает, что дл€ подобных машин от зубастой резины проку мало: шина становитс€ т€желее, тер€етс€ эластичность, портитс€ поверхностный слой тундры. ј в тундре за это могут спросить: если не олени, то экологи.

—варной рычаг передней подвески

ѕодвески всех колЄс независимые на поперечных рычагах с мощными пружинами и двойными амортизаторами. «а ходом не гнались: на сильных уклонах «долгов€зость» подвески лишь дестабилизирует машину.

 орпус дифференциала и тормозные механизмы

¬с€ агрегатна€ часть «Ѕурлака» спр€тана внутри лодки, что необходимо дл€ защиты в том числе от наледи, борьба с которой в северных широтах обретает накал, знакомый тем, кто отскребал лЄд с решеток советских холодильников.

¬ключение полного привода, понижающей передачи и блокировки дифференциалов — тумблерами

“рансмисси€ полноприводна€: задние четыре колеса гребут посто€нно, «передок» можно включить принудительно, получив схему 6х6. ѕонижайка с двукратным усилением момента активируетс€ пневмоприводом. —ама раздатка заимствована от √ј«-66, но в оригинальном корпусе.

ѕо такой местности он едет на «заднем приводе» (на самом деле, четырЄх задних колЄсах)

ƒифференциалы имеют электропривод блокировок, но включаютс€ они лишь кратковременно в т€жЄлых услови€х, потому что при «жЄсткой» схеме чудовищный крут€щий момент может буквально порвать ходовую часть.

’орошо виден колЄсный редуктор, двойные амортизаторы «ѕервоуральского агрегатного завода» и пружины, сделанные на заказ казанской фирмой

ј момент столь высок благодар€ не только понижающей передаче, но и колЄсным редукторам собственного производства с передаточным отношением 3,8. ќни же избавл€ют саму трансмиссию от лишних нагрузок.

ƒизель Cummins. ”нификаци€ с серийной техникой удешевл€ет обслуживание, а нестандартные компоненты включены в ремкомплект, который идет вместе с автомобилем
 оробка передач — п€тиступенчата€ механика от «√азели», которой «привычно» работать с таким мотором

—иловой агрегат «Ѕурлака» заимствован от «√азели Next»: это турбодизель Cummins (форсированный до 150 л.с.) и п€тиступенчата€ усиленна€ под него коробка передач. ћотор утопили в коротком передке «Ѕурлака», чтобы обеспечить минимальную высоту центра т€жести.

»нтересно, что рулевое управление у него не механическое, а гидравлическое — эта схема частенько используетс€ на внедорожной технике.

 огда така€ туша выныривает у теб€ из-под локт€, невольно делаешь шаг назад

Ќо душу путешественника беред€т не только болотные сапоги «Ѕурлака», но и его жилой отсек, который условно делитс€ на четыре части и позвол€ет жить в нЄм с достаточным комфортом.

 омпоновка салона может быть разной: это экспедиционный вариант

¬ передней заседают водитель со штурманом, позади них кухн€, за ней самый большой отсек, который трансформируетс€ в спальню, а в хвосте есть ещЄ «предбанник», который по заказу превращаетс€ в баню (душевую).

¬одительское место — примерно как у грузовой машины, и управление похоже
—алон минималистичен и хорошо «читаетс€» взгл€дом
¬нутри можно сто€ть: высота 1,85 метра. Ќа фото справа — јлександр ѕлотников, инженер-конструктор проекта «Ѕурлак»
 ухонный стол и выт€жка над ним. √азова€ плита ставитс€ сверху, есть розетки на 220 ¬
—пальна€ конфигураци€ передней «комнаты»
÷ентральна€ часть: здесь в р€док помест€тс€ человек шесть
≈сть полочки. «а дверью — предбанник
Ќебольшой отсек в задней части подходит дл€ созерцани€ пройденного пути
„тобы забратьс€ внутрь, есть складна€ лесенка
¬нутри лучше, чем в болоте

¬прочем, компоновка и оснащенность салона могут мен€тьс€ в зависимости от задач, но дл€ арктических версий утепление изолоном, отопитель салона, предпусковой подогреватель (топливный и электрический), а также конвертор на 220 вольт €вл€ютс€ об€зательной программой.

¬ местах, дл€ которых «Ѕурлак» предназначен, размер перестаЄт быть проблемой

» когда едешь на такой машине, невозможно избавитьс€ от нав€зчивой мечты о путешествии в режиме «безлимит», дл€ которого она и создана. «абратьс€ бы куда-нибудь, где теб€ не найдут заказчики и критики...

–асход топлива по грунтовке — пор€дка 30 л/100 км. —уммарный объем трех баков — 400 литров.

Ќо это не будет лЄгкой прогулкой. «Ѕурлак» требует убитых дорог или их отсутстви€, а по такой местности невозможно ехать расслабленно. ¬ салоне царит почти морска€ качка, сидушки едва держат тело и прос€т многоточечных ремней, а крены с дифферентами искушают вестибул€рный аппарат.

√р€зь он месит с видимым удовольствием

Ќо главное, он всЄ-таки едет, а если не едет — плывЄт, или занимаетс€ чем-то средним, взбива€ в€зкую прибрежную гр€зь. „ерез полчаса в кабине «Ѕурлака» у теб€ развиваетс€ синдром √улливера — это когда ты веришь, что любое преп€тствие можно перешагнуть.

—кошенна€ передн€€ часть лодки обеспечивает большие углы въезда

ѕравда, дл€ частных лиц «Ѕурлак» всЄ же дороговат: без «эксклюзивных» допов он стоит в районе 8,5 миллиона рублей, поэтому основные покупатели — богатые северные предпри€ти€. ѕервые серийные «Ѕурлаки» отправились на „укотку возить продовольствие, грузы и людей.

„еловек за рулЄм кажетс€ необычно маленьким на фоне исполинской машины

Ќапоследок интересуемс€ у јлексе€, про€вл€ет ли интерес к его детищу государство, дл€ которого освоение јрктики стало стратегической задачей.

— Ќикто к нам пока не обращалс€, — отвечает он хмуро.

” авторов есть масса идей о дальнейшем развитии своего проекта

» становитс€ даже странно. —удить о предельных возможност€х «Ѕурлака» и его пригодности к несению службы нам сложно — это тема дл€ экспертов. Ќо он €вл€етс€ результатом инженерной эволюции, в которой выживает сильнейший. » как минимум, выгл€дит соблазнительной иде€ устроить ему очную ставку с другими образцами арктической техники и без предвз€тости сравнить их возможности.

—борка машин происходит в небольшом цеху

ј вообще смысл таких автомобилей в –оссии становитс€ особенно пон€тен, когда гл€дишь на так называемую «карту дичи» — она показывает оставшиес€ на планете глухие уголки, львина€ дол€ которых принадлежит лишь п€ти странам. » наибольшие запасы — как раз у –оссии.

ј вообще в –оссии изобрели дес€тки самых неверо€тных вездеходов, репортажи о которых вы найдете по ссылкам ниже

ƒл€ работы в суровых услови€х приспосабливают и конверсионную гусеничную технику, вроде вот таких «машин апокалипсиса»

ќдним из самых проходимых вездеходов в мире €вл€етс€ снегоболотоход «¬ит€зь»

—ерьЄзные внедорожники стро€т в том числе дл€ соревнований

ј дл€ чистого фана есть техника полегче