¬ столкновении участвовало сразу четыре автомобил€

 лассическа€ авари€ паровозиком случилась на перекрЄстке Ѕогдана ’мельницкого и —талеваров в „ел€бинске: в Volkswagen Touareg «причалил» Peugeot 308 SW, сзади ткнулась KIA Rio, а в неЄ — ещЄ одна KIA. ¬ «сложносочинЄнном» ƒ“ѕ, которое аварийный комиссар предложил оформить как три отдельных происшестви€, больше всех досталось «ѕежо», и его владелец осталс€ без страховых выплат по весьма симптоматичной причине. ѕочему — разбиралс€ 74.ru.

—амый сильный удар получилс€ между Peugeot и VW Touareg

”щерб от наезда «ѕежо» на «“уарег» превысил 100 тыс€ч рублей, большую часть из которых заплатила страхова€ компани€ по ќ—ј√ќ. –азницу в 34 тыс€чи рублей и судебные издержки в 17,5 тыс€чи рублей владелец «“уарега» взыскивает теперь с ћаксима через суд.

—зади у Peugeot пострадал бампер

”дар KIA Rio был полегче, хот€ ћаксим подозревает, что именно это усугубило последстви€ первой аварии.

— ѕри экстренном торможении, которое € был вынужден применить, мою машину словно подхватила кака€-то сила, и € остановилс€, лишь когда въехал в задний бампер Touareg, — вспоминает он.

”щерб от второго удара составил 18,5 тыс€чи рублей, которые ћаксим наде€лс€ получить от страховой виновника, владельца KIA Rio.

—колько было ƒ“ѕ

ѕо стечению обсто€тельств все четыре участника были застрахованы в одной компании, котора€ выслала на место аварийного комиссара. » здесь началось самое интересное.

— јварком предложил оформить это сложное ƒ“ѕ как три отдельных аварии, — объ€сн€ет ћаксим. — ѕервую аварию, в которой € наехал на Touareg, мы оформили как классическое ƒ“ѕ, а два других наезда — по европротоколу. ћен€ можно назвать глупцом, но € находилс€ в шоковом состо€нии и не понимал всех последствий. 

—читать ли такой инцидент одним ƒ“ѕ или трем€?

ј подвох вот в чЄм: одно из жЄстких условий европротокола — участие в ƒ“ѕ ровно двух транспортных средств. Ќесмотр€ на попытку аваркома преподнести аварию как три разных инцидента, страхова€ пришла к выводу, что ƒ“ѕ было одно с участием сразу четырЄх машин. ј потому в выплате отказала.

— јварии с несколькими участниками иногда оформл€ютс€ как отдельные инциденты, но если удары произошли примерно в одно врем€, как в данном случае, всЄ же их прин€то считать одним ƒ“ѕ, — комментирует судебную практику автоюрист Ћев ¬оропаев.

ћаксиму будет непросто взыскать сумму ущерба с виновника даже через суд.

— ≈сть пор€док досудебного урегулировани€ таких конфликтов, и в данном случае он соблюдЄн, — рассуждает Ћев ¬оропаев. — ќтветственность владельца KIA застрахована, страхова€ отказала в выплате, поэтому убедить суд в том, что виновник должен компенсировать ущерб за свой счЄт, будет непросто. ≈диной практики в таких делах нет, поэтому остаЄтс€ лишь пробовать.

јваркомы против страховых

 ак вы€снилось, аварком представл€л независимую службу «јвтопартнЄр-74», которой страхова€ отдала оформление ƒ“ѕ на «аутсорсинг». ѕредставители службы комиссаров вид€т ситуацию по-другому.

— ќзнакомившись с делом, € считаю, что наш сотрудник оформил инцидент правильно, — объ€сн€ет директор компании «јвтопартнЄр-74» ѕавел  ошкин. — Ёто действительно три разных аварии. »х можно было признать единым инцидентом, если бы KIA Rio влетел в передние машины с такой силой, что они протаранили бы друг друга. ¬ данном случае было три отдельных наезда, и, на мой взгл€д, страхова€ здесь поступила категорически неверно. я советую ћаксиму обратитьс€ к нам как можно скорее, потому что работа нашей службы не заканчиваетс€ на оформлении ƒ“ѕ — мы помогаем клиентам и при спорах со страховыми.

ƒругое дело, если дойдет до суда, услуги представителей не бесплатны, и весь процесс требует времени и нервов.  роме того, точный момент каждого из трЄх ƒ“ѕ установить уже невозможно, поэтому согласитс€ ли суд с доводами ћаксима и его представителей, сказать сложно.

“ак можно ли довер€ть аваркомам?

 ак минимум не стоит преувеличивать их роль: на месте ƒ“ѕ они выступают больше в роли советчиков и консультантов.

Ќапример, доказать причастность комиссара к оформлению инцидента не так и просто: де-юре он участвует лишь косвенно. ¬ случае с ћаксимом специалист заполнил своей рукой извещение о ƒ“ѕ, забыв при этом дать ћаксиму документ на подпись — позже тому пришлось ехать ради этого в страховую.

— ѕочерк аваркома был неразборчивым, и мен€ попросили описать случившеес€ ещЄ раз, — говорит ћаксим. — я всЄ честно изложил, а теперь не могу отделатьс€ от мысли, что честность — это глупость, к сожалению.

–азбитый автомобиль, иск на 50+ тыс€ч от владельца Touareg и отказ в страховой выплате: таков итог этого ƒ“ѕ дл€ ћаксима

≈сли предположить, что оспорить решение страховой не удастс€, можно ли переложить ответственность на аваркома, оформл€вшего инцидент?

— ћне неизвестны подобные случаи из судебной практики, — говорит Ћев ¬оропаев. — ≈сли ещЄ до начала оформлени€ не было заключено договора, аварком участвовал лишь на правах советчика. ≈сли договор был — оп€ть же нужно смотреть, что именно в нЄм прописано: вполне возможно, аварком оказывал консультационные услуги.

“ем более стоит с подозрением отнестись к аваркомам от страховых компаний, основна€ задача которых — защитить интересы своих нанимателей. ќни убеждаютс€, что ƒ“ѕ не подставное, и оформл€ют документы нужным образом. «а любые нестыковки в первую очередь отвечает сам клиент.

— Ќет, мы не работаем предвз€то, — возражает ѕавел  ошкин. — ” нас в портфеле договоры со многими страховыми, поэтому мы не оформл€ем инциденты в пользу какой-то конкретной страховой. 

ћаксим же пока настроен пессимистично:

— ƒа, незнание законов не освобождает от ответственности: € должен был сам потребовать оформлени€ аварии как единой. Ќо когда приезжает квалифицированный специалист, € склонен ему довер€ть. ≈сли врач выписывает мне электрофорез, € не жду, что мен€ поджар€т током, перепутав фазы. 

 ак избежать подстав

Ћюбому водителю невредно изучить свои об€занности после ƒ“ѕ, тем более в интернете немало статей об оформлении того же европротокола.

ћозги на месте аварии соображают плохо, поэтому не стесн€йтесь звонить опытным знакомым. Ќе соглашайтесь на простые варианты, пока не будет уверенности в их надЄжности.

—оветы чужого аваркома воспринимайте именно как советы, сохран€€ здоровый скепсис.

≈сли вы стали виновником ƒ“ѕ, оформленного по европротоколу, не забудьте отвезти свой экземпл€р извещени€ в страховую, иначе вы оплатите ущерб из своего кармана. ƒаже получив выплату по ќ—ј√ќ, не расслабл€йтесь: страховые нередко переиначивают дело постфактум. ≈сли у второго участника ƒ“ѕ есть страховка каско, тем более держите руку на пульсе — в течение трЄх лет с вас могут взыскать сотни тыс€ч по суброгации.